Данные марсохода «Curiosity» показали чрезвычайно низкую концентрацию метана в атмосфере Марса

Принцип работы лазерного спектрометра Curiosity, воссозданный в лабораторных условиях

Данные, полученные марсоходом NASA «Curiosity», указывают на то, что в атмосфере Красной планеты практически отсутствует метан – простейший углеводород, который относится к числу ключевых индикаторов наличия на планете живых организмов. Такое открытие стало чуть ли не шоком для учёных, ведь чрезвычайно низкая концентрация метана значительно уменьшает шансы обнаружить на Марсе внеземные живые существа. К тому же предыдущие данные, о которых ранее сообщали американские и международные учёные, свидетельствовали об обратном.

Марсоходом «Curiosity» была выполнена обширная серия тестов по поиску метана на Марсе. Наличие Метана в атмосфере Красной планеты, как считалось ранее, являлось признаком существования жизни на Марсе, ибо этот газ в большинстве случаев имеет биологическое происхождение. Учёные предполагали, что метан в атмосфере – это заслуга марсианских микробов.

По словам Michael Meyer, главного исследователя Mars exploration, столь важные данные, полученные «Curiosity», помогут учёным пересмотреть их взгляды на возможность жизни на Марсе. Учёный отмечает, что чрезвычайно низкая концентрация метана значительно снижает вероятность существования на планете «выделяющих метан микробов», но как известно, существует много других типов микроорганизмов, которые не генерируют метан.

«Curiosity» проводил анализ проб марсианкой атмосферы на наличие метана шесть раз – в период с октября 2012 по июнь 2013 года. И каждый раз анализ показывал чрезвычайно низкую концентрацию простейшего углеводорода. Учитывая чувствительность прибора Tunable Laser Spectrometer, используемого при проведении анализа, вероятность ошибки сведена к минимуму. По расчётам учёных в настоящее время в атмосфере Марса метана не больше 1,3/1000000000 (для сравнения в атмосфере Земли – 1750/1000000000), что приблизительно в 6 раз меньше ранее зафиксированных показателей.

Прибор Sample Analysis at Mars (SAM)Результаты исследований были опубликованы в минувший четверг в журнале Science Express. По словам ведущего автора публикации Chris Webster из Jet Propulsion Laboratory, он и его коллеги уверены в полученных измерениях, и считают, что вероятность ошибки исключена. Webster работал с данными прибора Sample Analysis at Mars (SAM).

Метан, самый распространённый углеводород в Солнечной системе, имеет один атом углерода, связанный с четырьмя атомами водорода в каждой молекуле. Концентрация метана на Красной планете по предыдущим исследованиям составляла до 45 частей на 1 миллиард объема. Исследования, проводимые в 2003 году, были основаны на наблюдениях с Земли и с орбиты Марса. Тем не менее данные «Curiosity» даже примерно не согласуются с такими концентрациями, даже если предположить, что метан глобально рассеялся. Следовательно, учёным предстоит разгадать две загадки: какова природа марсианского метана, найденного там в 2003 году, а вторая – куда он делся?

По словам Sushil Atreya из University of Michigan, метан не относится к долгоживущим газам, но стремительную скорость снижения его концентрации в атмосфере Марса невозможно объяснить ни одним из известных на сегодняшнее время механизмов. Учёный также отметил, что без регулярного пополнения метана, выделяющегося из пока неизвестных источников, ультрафиолетовому излучению понадобилось бы всего несколько сотен лет, дабы полностью уничтожить метан в атмосфере Красной планеты.

Безусловно, низкое содержание метана в атмосфере Марса – вовсе не опровергает теорию о возможности существования жизни на планете. Следует также отметить, что учёные Jet Propulsion Laboratory также пришли к выводу, что концентрация газа в атмосфере Красной планеты зависит не только от места, но и от времени года.

Впервые наличие метана на Марсе было обнаружено в 1969 году зондом «Маринер-7». Но на тот момент учёные весьма осторожно отнеслись к полученным данным, допуская, что спектральные характеристики являются заслугой замёрзшей углекислоты. И только спустя 34 года инфракрасный телескоп NASA подтвердил факт наличия метана в атмосфере Марса.

Исследователи University of East Anglia (UEA), учитывая тот факт, что не так давно Curiosity обнаружил в почве Марса воду, предполагают, что условия для существования жизни на Красной планете более продолжительные, нежели на Земле, где через 1,75 млрд. лет исчезнут запасы воды, а с ней собственно и жизнь.

,