Международной командой учёных, посредством телескопов «HEAT» и «Mopra», обнаружено облако молекулярного газа, пребывающее на раннем этапе своего формирования

Обсерватория PLATO-R на Ridge AИспользуя телескоп, установленный в самом «сухом», холодном и спокойном месте на Земле — Ridge A (Хребет A) в Антарктике – команда исследователей из University of New South Wales (UNSW) обнаружила гигантское газовое облако, которое, вероятнее всего, находится на раннем этапе своего формирования.

Гигантские облака молекулярного газа – самые массивнее объекты в нашей галактике Млечный Путь – это своего рода звёздные колыбели, так как именно в них, в большинстве случаев рождаются звезды.

По словам руководителя группы исследователей профессора Michael Burton из австралийского Университета Нового Южного Уэльса, недавно обнаруженное газовое облако, характеризующееся нитевидной формой, примерно 200 световых лет в длину и порядка 10 световых лет в ширину. Астроном отмечает, что масса молекулярного облака приблизительно в 50 тысяч раз больше массы нашего Солнца.

По словам Michael Burton, всё указывает на то, что это молекулярное облако находится на ранней стадии своего формирования, предшествующей зарождению первых звезд.

Данные этого исследования были опубликованы 29 января 2014 года в журнале «Astrophysical Journal».

Команда учёных при помощи телескопа «HEAT» (High Elevation Antarctic Terahertz telescope), установленного на Ridge A на высоте 4053 метра, и телескопа «Mopra», расположенного в Кунабарабране (штат Новый Южный Уэльс, Австралия), составила карту местоположения молекулярных облаков Млечного Пути. Для этого исследователи искали углерод, который входит в состав этих газовых облаков.

Ridge A, высота которого чуть больше 4 км, считается одним из самых голодных и «сухих» мест на нашей планете. Отсутствие водяного пара в атмосфере позволяет следить за космическим излучением в несколько тГц.

Автоматизированная обсерватория PLATO-R, оборудованная телескопом «HEAT» была установлена в 2012 году командой во главе с профессором Michael Ashley из UNSW и доктором Craig Kulesa из University of Arizona.

По словам Burton, благодаря новому телескопу, который позволяет исследовать нашу галактику из самого «сердца» Антарктиды, учёные имеют возможность получаться данные, о которых раньше можно было только мечтать.

Burton объясняет, что телескоп «HEAT» идентифицирует атомный углерода, а телескоп «Mopra» – окись углерода, то есть то, что учёные называют «галактическим углеродным следом».

Открытие нового галактического облака, расположенного примерно в 15 тысяч световых лет от Земли, поможет учёным выяснить, как именно происходит развитие этих загадочных объектов в межзвездной среде.

По одной из версий, они образуются в результате гравитационного слияния нескольких маленьких облаков. Согласно другой версии, молекулярное облако – это совокупность обособленных облаков, расположенных чрезвычайно близко друг к другу. Кроме того, существует версия, согласно которой молекулярная газовая нить конденсируется из очень большого, окружающего облако, атомного газа.

В Млечном Пути ежегодно формируется в среднем одна звезда. Звезды, которые взрываются и умирают, пополняют молекулярные газовые облака.

В международную команду исследователей входили учёные из Австралии, Германии и США.