Астрофизики обнаружили галактические рукава в Скоплении Кома

Скопление Кома

Команда астрономов при помощи рентгеновской обсерватории «Chandra» и космического рентгеновского телескопа Европейского космического агентства XMM-Newton выявила огромные рукава раскалённого газа в галактическом скоплении Кома, которые простираются по меньшей мере на полмиллиона световых лет. Открытие обеспечивает понимание того, как именно кластер Кома разрастался – посредством слияния меньших галактических скоплений, став в конечном итоге одной из самых крупных структур во Вселенной.

Новые сложные снимки – это данные, полученные космической обсерваторией «Чандра» (на изображении – розовым), которые в последующем наложены на оптические изображения Слоановского цифрового небесного обзора (Sloan Digital Sky Survey) (на снимке белым и синим).

Рентгеновская эмиссия от газа многомиллионной степени и оптические данные показывают многочисленные галактики в Скоплении Кома. Дабы выделить рукава, на снимке отображено лишь самое яркое рентгеновское излучение, в действительности горячий газ присутствует по всему полю зрения.

Исследователи считают, что рукава, вероятнее всего, образовались, когда в меньших по размерах галактических скоплениях газ словно «сдувался» потоками встречного ветра, которые формировались в процессе движения кластера в горячем газе.

Кома относится к числу необычных галактических скоплений, поскольку содержит не одну эллиптическую галактику вблизи своего центра, а две, которые, вероятнее всего, являются остатками двух ранее крупных кластеров, объединившихся с Комой в далёком прошлом. Учёные также обнаружили и другие признаки прошлых столкновений и слияний.

Учитывая длину галактических рукавов и скорость звука в горячем газе (порядка 4 млн. км/ч) у исследователей есть все основания считать, что возраст обнаруженных рукавов составляет примерно 300 млн. лет. Это дает учёным некий ключ к разгадке условий существования горячего газа в Скоплении Кома. Большинство теоретических моделей предполагает, что слияния кластеров, подобных тем что в Коме, вызывают сильную турбулентность. Тем не менее гладкая форма обнаруженных рукавов свидетельствует об обратном – горячий газ находится в спокойном состоянии, даже после многочисленных слияний.

Учёные полагают, что «виновником» незначительной турбулентности в Скоплении Кома являются крупномасштабные магнитные поля. Для астрофизиков оценка турбулентности стала сложной задачей. Исследователи получили огромное количество данных, многие из которых являются противоречивыми. Это факт ещё раз подтверждает необходимость проведения последующих наблюдений.

Два рукава, по-видимому, связаны между собой группой галактик, расположенной на расстоянии порядка 2 млн. световых лет от центра Комы. Астрофизикам по снимкам XMM-Newton удалось обнаружить, что один из галактических рукавов соединяется с более крупной галактической структурой, простирающейся на 1,5 млн. световых лет. Также удалось выявить очень тонкий хвост позади одной из галактик Скопления Кома.

Новые результаты исследований Скопления Кома были опубликованы 20 сентября 2013 года в журнале Science. Ведущий автор статьи — Jeremy Sanders из Max Planck Institute for Extraterrestrial Physics (Германия).

,