Учёные допускают, что потоки газообразного водорода могут способствовать росту спиральных галактик

Галактика NGC 6946Исследуя «реки» газообразного водорода, можно объяснить, как спиральные галактики поддерживают процессы звёздообразования, доминирующие в их центральных районах, сообщают учёные, проводившие недавнее исследование.

Используя параболический радиотелескоп Green Bank Telescope (GBT), установленный в Западной Виргинии, учёные засвидетельствовали незначительную нить газа, текущего в сторону галактики NGC 6946, также известной как «Fireworks Galaxy» (Галактика Фейерверка) из-за огромного количества сверхновых звезд, наблюдаемых астрономами в её пределах. Это открытие позволит учёным лучше понять специфику источников топлива, которое снабжает энергией процессы рождения молодых звезд, говорят исследователи.

По словам D.J. Pisano из West Virginia University, который является автором научной публикации о результатах проведенного исследования, он и его коллеги понимают, что топливо, необходимое для процессов звездообразования должно откуда-то поступать, однако до сих пор, ими обнаружено лишь порядка 10% того, что необходимо для объяснения процессов, наблюдаемых во многих галактиках.

Расположенная примерно в 22 млн. световых лет от Земли на границе созвездий Лебедь и Цефей, спиральная галактика NGC 6946 является одной из немногих спиральных галактик средних размеров, обращённых «лицом» в сторону Млечного Пути.

Предыдущие исследования показали, что NGC 6946 окружена ореолом из газообразного водорода, который свойственен большинству спиральных галактик. Такие ореолы образуются из водорода, изгнанного галактиками в результате процессов звёздообразования и мощных взрывов сверхновых. В ходе таких процессов газ в окологалактическом ореоле нагревается до чрезвычайно высоких температур.

Когда Pisano направил GBT в сторону спиральной галактики для проведения детализированного исследования, он, к огромному своему удивления, обнаружил, что температура газа обнаруженного нитевидного потока меньше, нежели газа внутри ореола.

В среднем в Млечном Пути ежегодно происходит 1-5 взрывов сверхновых звезд. Богатая газом галактика NGC 6946 намного активнее. Например, на протяжении прошлого столетия ежегодно в ней взрывалось порядка 9 сверхновых.

Следует отметить, что, так называемые, галактики «Starburst» (галактики со вспышкой звездообразования), процессы звездообразования в которых протекают с чрезвычайно высокой скоростью, ещё более плодовитые. Если скорость звёздообразования в таких галактиках оставалось бы постоянной, то запасы топлива, из которого формируются звёзды, полностью бы исчерпывались за время, которое намного меньше периода активной жизни галактики. Тем не менее, такие галактики существуют по сей день. Исследователи полагают, что такие галактики продолжают создавать звезды, потому, что есть некий источник, снабжающий их достаточным количеством газа.

По словам Pisano, согласно новой теории, водородные «реки» — известные как холодные потоки – способны «транспортировать» водород через межгалактическое пространство, снабжая топливом процессы звёздообразования.

Огромная антенна Green Bank Telescope дает исследователям возможность обнаруживать слабый водородный сигнал, присутствующий в холодном потоке.

Исследователи допускают, что обнаруженный водород образовался в результате столкновения NGC 6946 с другой галактикой. Гравитационное воздействие между ними, возможно, стало причиной образования нитевидного потока водорода, заявляют учёные. Теоретически такая «лента» может содержать звезды, которые астрономам не составит труда обнаружить, однако на сегодняшний день таковых не найдено. Дальнейшие исследования газообразного водорода помогут учёным в определении его роли.

Результаты исследования были недавно опубликованы в журнале Astronomical Journal.