Астрономы установили, что вспышка, возникшая в результате падения на поверхность Луны 400-килограммового метеорита в сентябре 2013 года, была самой яркой и продолжительной за всю историю наблюдений за спутником

Изображение вспышки, возникшей в результате воздействия крупного метеорита на поверхность Луны 11 сентября 2013 года (снимок телескопа MIDAS)Согласно испанскому астроному, в сентябре прошлого года в Луну врезался метеорит, массой примерно в полтонны- крупнейших за всю историю астрономических наблюдений за Луной. В результате столкновения произошла яркая вспышка, которую было легко обнаружить с Земли.

Учёные опубликовали свое виденье произошедшего в журнале «Monthly Notices» Королевского астрономического общества (Royal Astronomical Society).

Астрономам уже давно известно, что у Луны практически полностью отсутствует атмосфера. Следует отметить, что именно атмосфера выступает защитным щитом для нашей планеты, препятствуя попаданию камней из космоса на поверхность Земли. Очевидное доказательство отсутствия атмосферы у естественного спутника Земли – это огромное множество маленьких и больших кратеров на поверхности Луны. Астрономы полагают, что наш ближайший космический «сосед» является рекордсменом по количеству столкновений. По приблизительным подсчетам учёных за всё историю существования Солнечной системы их было не менее 4,5 млрд.

Шансы столкновения Луны с крупными астрономическими объектами весьма низкие, а вот с небольшими – высокие. Такого рода столкновения распространены и на сегодняшний день. Следует отметить, что вероятность случайно стать свидетелем одного из таких столкновений крайне низкая, ввиду этого астрономы создали сети телескопов, которые могут обнаруживать такие «лунные события» автоматически.

11 сентября 2013 года процессор Jose M. Madiedo работал с двумя телескопами, установленными на юге Испании, цель которых фиксация столкновений Луны с космическими объектами. В 20:07 по Гринвичу он стал свидетелем необычайно яркой и продолжительной вспышки в районе Моря Облаков (Mare Nubium) – древнего заполненного лавой бассейна.

Вспышка, возникшая в результате падения на поверхность Луны полутонной горной породы, была примерно такая же яркая, как и известная всем Полярная звезда. Это означает, что любой житель Земли мог её увидеть невооружённым глазом, если бы в тот момент обратил свой взор на спутник. Согласно видеозаписи, сделанной профессором Madiedo, послесвечение оставалось видимым на протяжении порядка 8 секунд после столкновения.

Вспышка, зафиксированная Madiedo – это самая продолжительная и самая яркая подтверждённая вспышка столкновения на Луне, среди когда-либо наблюдаемых астрономами. По словам Madiedo, когда он увидел вспышку, то в тот момент понял, что стал свидетелем крайне редкого и экстраординарного события.

Испанские телескопы – часть системы Moon Impacts Detection and Analysis System (MIDAS), контролирующей лунную поверхность. Этот проект осуществляется профессором Jose Maria Madiedo из University of Huelva (UHU),) и доктором Jose L. Ortiz из Institute of Astrophysics of Andalusia (IAA-CSIC).

Так как столкновения Луны с космическими объектами происходят на чрезвычайно большой скорости, то горные породы во время удара плавятся и испаряются практически мгновенно, что и приводит к тепловому свечению, которое может быть обнаружено телескопами как кратковременная вспышка света. Как правило, такие вспышки длятся не более нескольких долей секунды. Однако, вспышка, обнаруженная 11 сентября 2013 года, была более интенсивная и продолжительная, чем когда-либо наблюдаемые ранее.

Профессор Madiedo и доктор Ortiz полагают, что вспышка была произведена космическим объект, массой порядка 400 кг, диаметр которого 0,6-1,4 метра. Горная порода врезалась в Море Облаков на скорости в 61000 км/ч, создав новый ударный кратер, диаметром порядка 40 метров. Энергия, высвободившаяся в результате столкновения, эквивалентна энергии взрыва 15 тонн тротила, что по меньшей мере в три раза больше, ранее считавшегося крупнейшим, столкновения, зафиксированного NASA в марте 2013 года.

По словам учёных, наземные телескопы продолжают наблюдения за Луной и атмосферой Земли. Исследователи отмечают, что им важно установить происхождение лунных метеоритов.

Наблюдения за столкновением Луны с космическими объектами позволяют астрономам составить представление о риске аналогичных (но более крупных) объектов, представляющих опасность для Земли. Согласно выводам испанской команды исследователей, объекты такого размера «угрожают» нашей планете в 10 раз чаще, нежели учёные считали ранее. К счастью, атмосфера Земли защищает планету от космических объектов, размером с тот, что образовал ударный кратер в Море Облаков.