25 сентября NASA продемонстрировало принцип работы радара FINDER, предназначенного для поиска пострадавших под завалами

Приготовления к демонстрации работы FINDER

Впервые за историю существования Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства NASA сотрудничает с Департаментом национальной безопасности США (U.S. Department of Homeland Security) в рамках создания и тестирования портативного устройства-радара для обнаружения признаков сердцебиения и дыхания пострадавших, которые в результате катастрофы или стихийного бедствия оказались под завалами.

Прототип устройства, названный FINDER (Finding Individuals for Disaster and Emergency Response), может найти пострадавших, находящихся под 9-метровым слоем обломков с расстояния порядка 30 метров.

Разработанный совместно с Homeland Security’s Science and Technology Directorate, FINDER основан на технологии дистанционного радарного зондирования, разработанной специалистами Jet Propulsion Laboratory для контроля местоположения космического корабля.

По словам Mason Peck, главного инженера-технолога NASA, в основе FINDER лежит технология НАСА, предназначенная для исследования других планет, что в свою очередь позволяет улучшить жизнь на нашей.

СМИ в роли аварийно-спасательной слуюбы на Virginia Task Force 1 Training FacilityНовая технология 25 сентября 2013 года была продемонстрирована на Virginia Task Force 1 Training Facility, куда были приглашены представители СМИ. Был продемонстрирован принципа работы устройства по поиску добровольцев, скрывающихся под грудами бетонных обломков. Уже в конце этого года и на протяжении следующего FINDER будет тестироваться Федеральным агентством по чрезвычайным ситуациям (Federal Emergency Management Agency).

По словам John Price, руководителя First Responders Group, главная цель FINDER – помогать аварийно-спасательным службам в поисках и спасении людей, оказавшихся под завалами. Price также отметил, что у новой технологии есть огромнейший потенциал, поскольку с её помощью поиски значительно ускорятся и шансы извлечь как можно больше живых из под завалов существенно возрастают, ведь спасатели будет концентрироваться на локальном участке завала.

Устройство работает по принципу радара, излучающего сигналы, проходящие сквозь груды обломков. Анализ возвращающихся отправителю сигналов и позволяет утверждать о наличии пострадавшего под завалами. Сеть дальней космической связи НАСА (Deep Space Network) использует подобную радарную технологию для определения месторасположение космического корабля. Световая волна направляется в сторону предполагаемого местонахождения космического корабля и время, которое требуется для того, чтобы сигнал возвратился обратно и показывает, как далеко в космическом пространстве находится спутник. Аналогичная технология используется и для проведения научных исследований. Например, Deep Space Network отслеживает месторасположение орбиты космического аппарата Cassini, вращающегося вокруг Сатурна, дабы ученые смогли больше узнать о внутреннем строении кольцевых планет.

James Lux, руководитель проекта FINDER из JPL отмечает, что обнаружение сигналов сердцебиения и дыхания пострадавших, находящихся под завалами, основано на использовании одного и того же типа обработки сигнала, что и при выявлении изменений полёта Cassini во время его движения по орбите Сатурна.

В случае стихийного бедствия, использование радиолокационных сигналов может быть связано с рядом трудностей. При землетрясения и торнадо обломки, как правило, имеют неправильную, искривленную форму, из-за чего отражаемые ими сигналы могут быть весьма запутанными, следовательно расшифровать из будет чрезвычайно сложно, да и уйдёт на этого много времени, а для спасателей в таких чрезвычайных ситуациях дорога каждая минута.

Специалисты JPL пытаются помочь в решении этой проблемы, к тому же планируется разработать алгоритм, позволяющий отфильтровывать сигналы сердцебиения человека от других сигналов, например находящихся под обломками животных.

Учёные не исключают, что подобная технология в будущем будет использоваться при поиске в космосе мест обитания. К тому же её можно использовать при контроле основных показателей жизнедеятельности астронавтов.

,