Кто бы мог подумать, что на Красной планете примерно 3,8 млрд. лет тому назад существовал парниковый эффект, обусловленный молекулами водорода

Парниковый эффект на МарсеТакже, как и Гранд-Каньон, который считают самым необычным геологическим объектом на Земле, марсианская область Nanedi Valles, которая испещряет поверхность Красной планеты, подобно змее, могла образоваться в результате мощных течений жидкой воды, которой когда-то на Марсе было с излишком. К этому выводу пришла группа учёных, которые выдвинули предположение, что молекулярный водород мог стать причиной повышения температуры на планете, что сделало Марс лишком горячим для того, чтобы на нём могла течь жидкая вода.

Наличие молекулярного водорода в дополнение к углекислому газу и воде, возможно, послужило толчком к созданию парникового эффекта на Марсе порядка 3,8 миллиардов лет тому назад, который вызвал повышение температуры. Результаты проведенного исследования были опубликованы в последнем выпуске журнала Nature Geoscience. В команду исследователей, входили Ramses M. Ramirez, James Kasting, и профессор Evan Pugh.

Предыдущие попытки создания моделей температуры, достаточной для того, чтобы позволить жидкой воде течь по поверхности Марса, основывающиеся на климатических моделях, учитывающих исключительно углекислый газ и воду, не увенчались успехом. Исследователи использовали модель, для того, чтобы показать, что атмосфера с неким содержанием углекислого газа, воды и водорода, привела к нагреванию марсианской поверхности. Температуры выше нуля могли создать все условия для протекания порядка 3,8 млрд. лет тому назад на поверхности Марса жидкой воды, образовавшей такие долины как Nanedi Valles.

По словам Ramses M. Ramirez это открытие весьма захватывающее, поскольку содержит в себе объяснение того, почему ранний Марс, возможно был теплым и достаточно влажным, чтобы сформировать древние точки минимум – то, над чем ломали голову учёные со всего мира на протяжении последних 30 лет.

Исследователи отмечают, что одна из альтернативных теорий заключалась в том, что марсианские точки минимумов сформировались в результате падения больших метеоритов, но содержащихся в них воды (льда) было явно недостаточно для того, чтобы сформировать столь обширные каньоны и долины.

По словам Ramirez, он и его коллеги полагают, что нет никакого иного способа сформировать древние точки минимума, полагаясь на более ранние модели холодного Марса. Основная проблема, по его мнению, заключалась в том, что никто за последние 3 десятилетия даже не мог предположить, что на Красной планете существовал парниковый эффект.

Ramirez и Ravi Kopparapu разработали одномерную модель климата, чтобы продемонстрировать возможность газа, сформировавшегося в результате вулканической активности, образовывать достаточно водорода и углекислого газа, для того, чтобы создать парниковый эффект, вызвавший повышение температуры, что стало причиной исчезновения воды с поверхности Марса. Учёные не исключают, что Красная планета могла быть более тёплой и влажной благодаря тому, что Солнце в тот период было примерно на 30% менее яркое, нежели сегодня.

Мантия Марса, кажется, более ограниченной, по сравнению с мантией Земли. К этому выводу пришли учёные, основываясь на данных, полученных в результате анализа марсианских метеоритов Shergotty, Nahkla и Chassigny, названых в честь городов, рядом с которыми они были обнаружены. Более ограниченная мантия свидетельствует о наличии большей концентрации водорода, нежели воды, таким образом, укрепляя теорию о наличии водородного парникового эффекта.

Ramirez подытожил, что водородная молекула симметрична и сама по себе является весьма «скучной», однако другие фоновые газы, такие как диоксид углерода, могут «встревожить» их и вынудить вести себя как мощный парниковый газ в длинах волн, где углекислый газ и вода поглощаются в минимальных количествах. Таким образом, водород замещает промежутки, оставляемые двумя другими парниковыми газами.