4,4 млрд. летний метеорит NWA 7533, найденный в Сахаре в прошлом году, поведал учёным о тайнах зарождения Марса

Метеорит NWA 7533Пока NASA готовится к запуску нового марсианского зонда, учёные Florida State University обнаружили то, что, возможно, является образцом древней коры Марса.

Исследование Munir Humayun, преподавателя из Department of Earth при FSU, который также является научным сотрудником Национальной лаборатории сильных магнитных полей (National High Magnetic Field Laboratory (MagLab), основано на анализе марсианского метеорита NWA 7533, возраст которого по самым примерным подсчётам оценивается в 4,4 млрд. лет. NWA 7533 был найден в 2012 году в пустыне Сахара бедуинами.

Результаты инновационного открытия Humayun, обосновывающего, что метеорит может быть первым в своем роде образцом древней коры Марса, будут уже в ближайшее время опубликованы в журнале Nature.

Для того, чтобы проанализировать мельчайшие частицы химических веществ в инопланетном камне, Humayun и его коллеги выполнили сложный многокомпонентный комплексный анализ, используя для этой цели множество масс-спектрометров отдела геохимии MagLab. Значительные концентрации тяжёлых металлов, в частности иридия, свидетельствует о том, что метеорит, вероятнее всего, когда-то являлся частью одного из кратеров южного высокогорья Красной планеты.

По словам Humayun, среди учёных уже давно бытовало мнение, что именно в кратерах южного полушария Марса стоит искать ключи к пониманию «рождения и раннего детства Марса». Учёный согласен с мнениями своих коллег и полагает, что если жизнь и была на Марсе, то искать её целесообразно именно в том районе.

Планетологам уже давно известно о том, что Марс покрыт кратерами примерно на половину, но несмотря на это первый образец марсианской коры «прибыл» именно из южного высокогорья Марса, предоставив учёным уникальную возможность понять процессы роста и эволюции ранней коры Марса.

Используя информацию о химическом составе, полученную в ходе анализа почвы, содержащейся в метеорите, исследователи смогли вычислить толщину марсианской коры. Примечателен тот факт, что их данные абсолютно не противоречат измерениям космических аппаратов. Humayun и его коллеги в своём инновационном исследовании подтвердили, что в далёком прошлом не происходило столкновения Марса с огромным астрономическим объектом, что якобы в последствии привело к расплаву планеты.

Используя мощный микрозонд университета Curtin University in Perth (Австралия), команда учёных определила возраст кристаллов метеорита, названных цирконами. Дынные поразили – их возраст датируется 4,4 млрд. лет.

Humayun объясняет, что NWA 7533 образовался всего спустя 100 млн. лет после того, как в Солнечной системе сформировались первые пылевые облака. Учёный заявляет, теперь он достоверно знает о том, что Марс покрылся корой в течении первых 100 млн. лет после начала своего формирования, и что марсианская кора сформировалась практически одновременно с самой древнейшей корой Луны и Земли. Исследователи также допускают, что во время раннего периода своего развития Красная планета характеризовалась значительной сейсмической активностью.

Humayun и его коллеги полагают, что их открытие это всего лишь верхушка айсберга и продолжение исследований в этом направлении может в дальнейшем привести к многим уникальным открытиям. Последующие исследования вполне вероятно могут стать толчком к новым гипотезам, разнообразить сведенья о марсианских цирконах и структуре саммых ранних отложений на Марсе.

Достоверно неясно, как именно NWA 7533 попал на нашу планету. Humayun полагает, что произошло это не более 600 млн. лет тому назад, и считает, что в открытый космос этот фрагмент попал во время извержения вулкана.

В состав международной команды, возглавляемой Humayun входили: Brigitte Zanda из ational Museum of Natural History (the Museum National d’Histoire Naturelle) в Париже, где хранится метеорит, A. Nemchin, M. Grange aиз A. Kennedy с Curtin University’s Department of Applied Geology in Perth (Австралия), а также учёные R.H. Hewins, J.P. Lorand, C. Goepel, C. Fieni, S. Pont и D. Deldicque.

, ,