Учёные University of Georgia обнаружили бактерии, которые способны решить проблемы защиты окружающей среды

Озеро МоноКолонии бактерий, похоронные глубоко в грязи вдоль берега солёного озера, расположенного недалеко от Йосемитского национального парка (Yosemite National Park), характеризуются весьма необычными свойствами – для того, чтобы выжить они вдыхают токсичные металлы.

Исследователи из University of Georgia обнаружили бактерии во время недавней полевой кампании к озеру Моно (Калифорния). Эксперименты над этими необычными организмами показали, что, вполне возможно, в будущем именно они могут стать полезным инструментом для промышлености и защиты окружающей среды.

Бактерии вместо кислорода потребляют элементы, которые чрезвычайно токсичны для человека, такие как мышьяк и сурьму. Именно такое «ядовитое» питание позволяет им выжить в болоте недалеко от теплого источника солёного озера Моно.

По словам Chris Abin, автора статьи о ходе и результатах проводимого исследования, которая недавно была опубликована в журнале Environmental Science & Technology, подобно тому, как люди дышат кислородом, обнаруженные бактерии дышат ядовитыми химическими элементами. Учёный отмечает, что бактерии в большей степени отдают предпочтение мышьяку, но способны к поглощению и других токсичных элементов. По словам Abin, он и его коллеги полагают, что в ближайшем будущем можно будет использовать природные возможности этих бактерий для производства различных полезных продуктов.

Например, сурьма – это вполне обычный серебристый металл, широко используемый при производстве пластмассы, вулканизированной резины, огнезащитных составов и многих электронных элементов. Для того, чтобы создать вышеописанные продукты, сурьму следует преобразовать в триоксид сурьмы.

Традиционные химические методы по преобразованию руды сурьмы в триоксид отнимают не только очень много времени, но и являются весьма дорогостоящими. Однако бактерии, обнаруженные учёными UGA, могут естественным способом в процессе дыхания преобразовывать сурьму, не выделяя при этом опасных побочных веществ.

По словам James Hollibaugh из UGA Franklin College, кристаллы триоксида сурьмы, производимые обнаруженной бактерией, по качеству существенно превосходят те, которые в настоящее время производятся посредством химических методов.

Hollibaugh и Abin считают, что полезность бактерий не ограничена возможностями переработки сурьмы. Бактерии обладают многими ферментами, которые позволяют им использовать для питания и другие опасные элементы, которые накапливаются в сточных водах поблизости шахт, заводов по переработке отходов. Например, бактерии способны значительно уменьшать концентрацию в воде таких примесей как теллур и селен.

Исследователи предупреждают, что использование подобного рода бактерий на коммерческой основе предусматривает проведение многочисленных исследований. В настоящее время учёные исследуют, как изменяется эффективность бактерий в различных условиях, в частности когда на них воздействует одновременно несколько токсичных металлов.