Учёные пришли к выводу, что форма планетарной туманности зависит от формы магнитного поля сформировавшей её звезды

«Цветение» IRAS 15445-5449Астрономы зафиксировали, как звезда IRAS 15445-5449, возраст которой порядка 10 миллиардов лет, испускает потоки энергетических частиц, которые в радиодиапазоне характеризуются специфическим свечением. Учёным в настоящее время известно несколько старых звёзд, для которых характерны так называемые «джеты» — гигантские потоки высокоэнергетических частиц. По словам доктора Jessica Chapman из CSIRO Astronomy and Space Science, которая входила в состав исследовательской группы, IRAS 15445-5449 является первой звездой, радиоволны которой свидетельствуют о том, что джеты удерживаются сильным магнитным полем. Chapman отмечет, что это открытие – ключ к разгадке природы формирования джетов.

Результаты исследований были опубликованы 16 сентября в журнале Monthly Notices, издаваемом Royal Astronomical Society.

IRAS 154455449 находится на расстоянии порядка 23 тысяч световых лет от Земли в созвездии южного полушария неба Triangulum Australe (Южный Треугольник).

Радиоволны джетов звезды были обнаружены радиотелескопами Australia Telescope Compact Array, которые представляют собой 6 тарелок, диаметром 22 метра каждая, которые установлены недалеко от городка Наррабри (восточная часть Австралии).

«Цветение звезды», как часто называют эту фазу в эволюции звезд, это трансформация в один из самых красивых объектов в космосе – в «планетарную туманность».

Планетарные туманности представляют собой большие пылающие объекты, которые по мнению древних астрономов были похожи на планеты. Фактически они – звёзды на «закате» своего существования, которые растеряли большую часть газа в космическом пространстве.

Фаза «джетов» является ознаменованием перехода звезды в планетарную туманность. И не смотря на то, что «цветение» длится всего около 100 лет, Jessica Chapman характеризует джеты IRAS 15445-5449, как «мгновение в эволюции звезды».

Примерно половина известных планетарных туманностей имеет форму капли. Другая половина характеризуется продолговатой или симметричной структурой, похожей по форме на рождественскую хлопушку. Учёные задаются вопросом «За счет чего планетарная туманность приобретает симметричную форму?»

Согласно одной теории, форма планетарной туманности определяется воздействием другой звезды или планеты. Вторая теория, к которой склоняется Chapman, гласит о том, что форма планетарной туманности полностью определяется формой магнитного поля ранее существовавшей звезды.

Исследователь допускает тот факт, что магнитное поле может видоизменяться, ввиду того, что звезда, испуская джеты, сжимается. Chapman настаивает на том, что более детальные наблюдения просто необходимы для того, чтобы разъяснить, как именно происходит формирование джетов.