Учёные из Vanderbilt University обнаружили звезды, которые норовят «сбежать» из Млечного Пути

Траектории движения новых звезд, произошедших явно не из центра галактикиАмериканские астрофизики идентифицировали новый класс быстро движущихся звезд, которые могут в будущем покинуть пределы галактики Млечный Путь.

В отличии от большинства других известных звезд, характеризующихся гиперзвуковой скоростью вращения, два десятка светил, масса которых примерно такая же, как и у Солнца, не были «изгнаны» при взаимодействии с сверхмассивной чёрной дырой, расположенной в центре галактики.

По словам ведущего автора исследований Lauren Palladino из Vanderbilt University, обнаруженные «гиперскоростные» звезды кардинально отличаются от тех, которые были выявлены ранее. Учёный объясняет, что типичные звезды, характеризующиеся гиперзвуковой скоростью – это большие, синие звёзды, которые, как правило «исходят» из галактического центра. Lauren Palladino отмечает, что обнаруженные новые звезды относительно небольшие – размером с Солнце – и самое удивительное в том, что ни одна из них не произошла из галактического ядра.

Palladino обнаружил 20 звезд, характеризующихся гиперзвуковой скоростью, используя данные Sloan Digital Sky Survey.

Для того, чтобы покинуть пределы галактики звезде требуется огромное количество энергии. Светила должны достичь скорости порядка 1,6 млн. км/час по отношению к галактике.

Большинство гиперскоростных звезд когда-то были частью бинарных пар, поскольку набрать необходимое ускорение возможно исключительно за счет взаимодействия со сверхмассивной черной дырой Стрелец A*. Пока одна звезда бинарной системы ускоряется внутрь черной дыры, другая «отстреливает» наружу, приобретая при этом скорость, достаточную для того, чтобы пересечь границы Млечного Пути. Учёные на сегодняшний день обнаружили 18 гигантских синих звезд, которые, судя по всему, избрали для себя такой «маршрут».

Учёный Kelly Holley-Bockelman из Vanderbilt University отмечает, что крайне сложно «вышибить звезду из галактики».

Команда представила обнаруженный ими новый класс звезд во время встречи Американского астрономического общества, проходившей в начале месяца в Вашингтоне. Результаты исследований были опубликованы в январском выпуске журнала «Astrophysical Journal».

Звезды, изгнанные черной дырой, отличаются от недавно обнаруженных светил не только массой, но и направлением движения.

Авторы открытия отмечают, что точные вычисления требуют соответствующих измерений, поэтому не исключают, что некоторые звезды из двадцатки отнесены к новому классу ошибочно. Тем не менее, в существовании самого класса у учёных нет никаких сомнений.

Для исследователей по-прежнему остается тайной, за счет чего звезды приобрели ускорение. Palladino и его команда продолжает работать над разгадкой этого феномена.