Учёные обнаружили под льдами Гренландии «двойника» Великого каньона

Данные, полученные в ходе одного из научно-исследовательских проектов NASA, доказывают существование ранее неизвестного каньона Гренландии, скрытого под 1,5 км слоем льда.

Каньон имеет особенности извивающегося речного канала, длиной порядка 750 км, что делает его более протяжённым, нежели Гранд-Каньон. В некоторых местах глубина «находки» достигает 800 метров. Учёные предполагают, что несколько лет назад каньон мог быть руслом реки.

Видео модели каньона Гренландии

Как отмечает Jonathan Bamber, преподаватель из University of Bristol, проведённые исследования показывают, что на нашей планете всё есть неизученные места. И это при том, что казалось бы уже нет таких геологических особенностей Земли, которые бы не были нанесены на карту.

Результаты исследований команды Bamber были опубликованы в журнале Science 22 августа 2013 года.

Учёные использовали данные воздушных радиолокационных наблюдений, которые исследователи NASA, Германии и Великобритании собирали на протяжении нескольких десятилетий, чтобы воссоздать полную картину особенностей рельефы, скрытых под массивными льдами Гренландии.

Большая часть данных была собрана в период с 2009 по 2012 года в рамках американского исследовательского проекта IceBridge, инициированного NASA для изучения специфики полярных льдов. Один из приборов, используемых для исследований IceBridge, Multichannel Coherent Radar Depth Sounder (MCRDS), разработанный Center for the Remote Sensing of Ice Sheets, способен «видеть» сквозь обширный ледовый слой. MCRDS использовали для измерения толщины и формы тектонической основы.

Анализируя радарные данные, команда учёных обнаружила непрерывный каньон, протирающийся примерно от центра острова к фьорду ледника Петерманна, расположенного в северно-западной части Гренландии, к востоку от пролива Нэрса.

На определённых частотах радиоволны прибора MCRDS, проходя через лёд, отражаются от низлежащей основы острова. Именно благодаря этой технологии и стало возможным определить глубину каньона, которая варьируется от 200 метров в центральной части острова до 800 – ближе к побережью.

По словам координатора проекта Michael Studinger, две вещи послужили предпосылками к такому открытию – огромнейший набор данных, полученных в рамках IceBridge, и возможность дополнения имеющихся сведений информацией других научных исследований крупнейшего на Земле острова. Учёные полагают, что каньон играет важную роль в транспортировке подледниковых талых вод от центра Гренландии к краям ледового слоя острова. Данные свидетельствуют, что до образования ледового щита, порядка 4 млн лет назад, каньон был заполнен водой, которая по руслу текла от центра острова к его побережью. Michael Studinger не исключает, что «находка» была в своё время руслом главной речной системы Гренландии.

Studinger отметил, что обнаружение каньона, размеры которого не уступают Гранд-Каньону, весьма знаменательное открытие XXI века, которое доказывает, как человечество ещё много не знает об основе континентальных ледников.

Команда IceBridge возвратится в Гренландию в марте 2014 года, чтобы продолжить сбор данных о суше и ледовом слое Арктики, используя набор приборов, в том числе и MCRDS.