Астрономы анализируют данные межпланетной автоматической станции «Dawn», год назад завершившей исследование астероида Vesta

Снимок гигантского астероида Vesta, полученный камерой космического аппарата «Dawn»Анализируя изображения космчисекого телескопа «Хаббл» и данные наземных обсерватории, учёные пришли к выводу, что гигантский астероид Vesta «заслуживает» более детализированного и близкого изучения. Исследователям представился такой шанс в 2011 и 2012 годах, когда автоматическая межпланетная станция НАСА «Dawn» находилась на орбите гигантского астероида, что позволило проверить ранее сделанные заключения. Исследования «Dawn» в тандеме с космическим телескопом «Хаббл» и несколькими наземными телескопами позволило астрономам лучше понять некоторые астрономические объекты Солнечной системы.

Сравнение топографических карт Vesta, сделанных «Хаббл» (сверху) и «Dawn» (снизу)По словам Vishnu Reddy, автора научной статьи, опубликованной недавно в журнале Icarus, подавляющее большинство астероидов можно изучать исключительно дистанционно, то есть посредством космических аппаратов и телескопов наземного базирования.

В публикации Reddy и несколько других членов исследовательской команды, разрабатывавшей камеру «Dawn», описывают, как наблюдения крупным планом за астероидом Vesta позволили совершенно по-другому взглянуть на данные, собранные более чем за 200 лет наземных наблюдений.

Vesta является вторым по размерам астрономическим объектом в главном астероидном поясе, который отличается от большинства астероидов наличием коры, ядра и мантии, таких как у Земли. Первые наблюдения за Vesta посредством наземных телескопов датируются 1807 годом, когда астероид собственно и был впервые обнаружен. Сравнение карт альбедо Vesta, сделанных «Хаббл» (сверху) и «Dawn» (снизу)Эти снимки показали, что цвет и поверхностный состав Vesta по мере вращения вокруг оси изменятся. Использование Infrared Telescope Facility НАСА, расположенного на вершине вулкана Мауна-Кеа (Гавайи), показало различные композиционные единицы в его составе. Только когда автоматическая межпланетная станция «Dawn» достигла астероида, учёные смогли определить мелкие детали и точное распределение этих цветовых изменений и различий в составе астероида.

Christopher Russell из University of California, который является главным научным руководителем «Dawn» отмечет, что проведение первой космической миссии к Vesta позволило не только различить минеральные распределения, но и эволюцию поверхностного слоя астероида. По словам учёного, благодаря таким исследованиям астрономы знают, что данные «Хаббл», наземных телескопов и «Dawn» не только сходятся, но и великолепно дополняют друг друга.

Особенно результативный анализ для последующих миссий по изучению астероида предполагает сравнение данных камеры «Dawn» с информацией «Хаббл». Благодаря автоматической обсерватории «Хаббл» астрономам удалось идентифицировать не только огромный кратер, занимающий весь южный полюс астероида, но также многочисленные яркие и тёмные особенности на «Dawn», которые относятся к разным композиционным модулям.

Серия снимков астероида Vesta

Только когда камера «Dawn» обеспечила снимки астероида с высокой разрешающей способностью, учёные смогли более детализировано увидеть контуры гигантского ударного кратера, названного Rheasilvia. Наблюдения «Dawn» показали, что кратер обнажил не только несколько поверхностных слоёв коры астероида, но и частично его мантию. Также стало известно, что темный материал, находящийся внутри ударного кратера был принесён на астероид издалека.

Миссия автоматической межпланетной станции «Dawn», стартовавшая в сентябре 2007 года, на протяжении пяти лет исследовала астероид Vesta. Лишь год назад в сентябре 2012 года аппарат закончил работу на орбите вокруг астероида. В настоящее время АМС направляется к карликовой планете Церера, к которой «Dawn» приблизится предположительно в начале 2015 года.

, ,