Специалисты NASA работают над модернизацией автоматизированных систем дистанционного управления, предназначенных для изучения наиболее опасных и отдалённых уголков Вселенной

Так же как транспортные средства дистанционного управления помогают в исследовании глубин океана, подобные методы, возможно, помогут астронавтам в исследовании других миров. NASA уже давно взяло эту идею себе на вооружение. В частности 17 июня и 26 июля этого года, НАСА протестировала концепцию Surface Telerobotics, в рамках которой астронавт, находясь на орбитальном космическом корабле, дистанционно управлял роботом на планетарной поверхности. Не исключается, что в будущем, астронавты, находясь на космическом корабле, вращающемся вокруг некого небесного тел, например, Марса, Луны или астероида, смогут использовать этот подход для выполнения работ на поверхности.

Terry Fong, руководитель проекта Human Exploration Telerobotics, отметил, что проект представляет собой интерактивную отдалённую операцию по дистанционному управлению планетоходом из космоса.

Во время теста 17 июня 2013 года астронавт NASA Chris Cassidy, который является бортинженером 36-МКС, управлял планетоходом К-10 на Roverscape – наземном испытательном участке, размер которого соизмерим с двумя футбольными полями. Cassidy, находясь на нескольких сотнях километров над поверхностью Земли, на борту Международной космической станции, на протяжении трёх часов управлял роботом, перед которым была поставлена задача — собрать образцы скалистого ландшафта на поверхности Roverscape.

26 июля эксперимент был продолжен, но уже другим бортинженером Международной космической станции – астронавтом ESA Luca Parmitano.

Эти тесты стали возможны благодаря Robot Application Programming Interface Delegate (RAPID). Изначально RAPID была разработана для Human-Robotic Systems project и представляла собой набор программного обеспечения и процедур, которые упрощают обмен информацией между различными роботами и их системами управления. RAPID использовался с широким спектром систем, среды которых роверы, шагающие роботы, роботизированные краны и т.д.

По словам Terry Fong, дистанционное управление планетоходом намного проще нежели, например подводной лодкой, поскольку астронавты взаимодействуют с роботами на более высоком уровне. Достаточно указаний относительно направления движения и планетоход самостоятельно выберет наиболее оптимальный и безопасный маршрут.

Основная цель тестирования Surface Telerobotics testing заключается в том, чтобы собрать технические данные-параметры, полученные астронавтами на борту космической станции, и непосредственно роботом К-10. Эта информация позволит инженерам более детально проанализировать систему и подтвердить предыдущие наземные испытания.

NASA планирует провести завершающий тест в августе, в ходе которого инженеры и астронавты проверят антенну приёма/передачи сигнала и более детально изучат взаимодействие «человек-робот».

Terry Fong отметил, что такие автоматические космические аппараты играют чрезвычайно важную роль в дальнейших исследованиях космического пространства, ведь с их помощью возможно дистанционно управлять действиями роботов, находясь на космической станции, космическом корабле или вовсе в другой среде обитания.

Основная задача Human Exploration Telerobotics project заключается в том, чтобы понять как согласовать работу астронавтов с действиями роботов, дабы улучшить безопасность астронавтов, повысить результативность научных исследований и общий успех реализуемых миссий. К тому же сократив при этом не только финансовые затраты на проведение исследовательских мероприятий, но и риски, связанные с жизнью и здоровьем астронавтов.

Планетоход К-10 – это четырёхколёсный робот, высотой примерно 1,4 метра, и весом почти 100 кг, который может развивать скорость до 1 м/сек. Для тестов Surface Telerobotics К-10 оборудовали несколькими камерами, системой лазерного 3D сканирования, выполняющей изыскательную функцию, а также радиоантенной.

Проводимые тесты моделируют возможную будущую миссию, в рамках которой астронавты на борту космического корабля Orion направятся к точке Lagrange L2. L2 – это как раз то место, где объединённая гравитация Земли и Луны позволит космическому кораблю поддерживать постоянную орбиту. Расположена Lagrange L2 на 64 тысячи км выше противоположной стороны Луны. Предполагается, что астронавты на борту Orion смогли бы дистанционно управлять роботом для проведения научных исследований лунной поверхности.

По словам Jack Burns, руководителя LUNAR, использование таких роботизированных систем позволит решить многие проблемы, с которыми сталкиваются астрономы при изучении Луны, Марса и астероидов. Также учёный отметил, что такие технологии откроют путь к исследованию наиболее отдалённых и опасных мест как внутри Солнечной системы, так и за её пределами.

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.