Американские учёные установили, что приливные силы стали причиной изменения формы Луны на раннем этапе её истории

Видимая сторона ЛуныФорма Луны представлена далеко не идеальной сферой, как многие думают. Изменения геометрической формы спутника связаны с силами, которые учёные пытаются объяснить вот уже несколько десятилетий. В рамках нового исследования, проводимого учёными из University of California—Santa Cruz, было установлено, что большую часть изменений в форме Луны можно объяснить приливным эффектами, воздействующими на спутник в ранний период его истории.

Результаты проведенного исследования, опубликованные 30 июля 2014 года в журнале «Nature», позволяют ответить на многие вопросы касательно ранней истории Луны, её орбитального развития и нынешней ориентации на небе, отмечает ведущий автор статьи Ian Garrick-Bethell, доцент кафедры Земли и планетарных наук Калифорнийского университета в Санта-Крус

Когда Луна начала остывать и затвердевать порядка 4 млрд лет тому назад, эффекты приливных и вращательных сил также застопорились. В 1898 году была описана гипотеза «выпуклости Луны», объясняющая этот процесс, который сыграл не последнюю роль в форме современной Луны. Согласно Ian Garrick-Bethell, по мере охлаждения на поверхности спутника образовывалась твёрдая внешняя корка, плавающая в расплавленной мантии. Именно из-за этого по мере вращения, Луна растягивалась у экватора и становилась всё более приплюснутой у полюсов.

Исследователи также установили, что свою лепту в этот процесс внесли и приливные явления, связанные с гравитационным притяжением Земли. По словам Garrick-Bethell, эти явления послужили толчком к появлению приливных волн внутри Луны, а также возникновению трения между внутренним слоями выпуклостей, расположенных в экваториальных районах спутника.

Именно охлаждение и затвердевание коры, сопряжённое с разогревающими приливными волнами, стали причиной образования современной формы Луны. Исследователи выяснили, что геометрическая ось симметрии спутника отклонена от оси, пересекающий её центр тяжести, на 30, и более того это отклонение меняется в диапазоне нескольких градусов в зависимости от области спутника.

Учёные допускают, что смещение масс Луны сказывается на её ориентации в пространстве. При анализе факторов воздействия на форму спутника учёные столкнулись с несколькими трудностями, в частности, с определением того, как поверхностные «неровности» Луны (ударные воронки), сказываются на изменении формы спутника. Дело в том, что единственный естественный спутник Земли практически лишён атмосферы, из-за чего часто становится «жертвой» метеоритных бомбардировок, которые за 4 млрд лет сформировали характерный лунный ландшафт.

Проведенное исследование позволило объяснить форму Луны процессами, происходящими на ранних этапах её истории, влиянием гравитации Земли и связанной с ними эволюцией орбиты спутника. Несмотря на это, учёные не могут объяснить, почему видимая и обратная стороны Луны отличаются по своему строению.