Учёные установили, что вокруг большинства красных карликовых звезд вращается по меньшей мере одна планета малой массы

Иллюстрация суперземли, расположенной в зоне обитания своей родительской звездыИз восьми новых планет, обнаруженных вокруг красных карликовых звезд международной командой астрономов из Чили и Великобритании, три классифицированные как «суперземли», которые к тому же находятся в «зоне обитания» своих родительских звезд.

В ходе исследования было установлено, что практически вокруг всех красных карликов, которыми представлено по меньшей мере ¾ всех звезд по Вселенной, вращаются планеты. Учёные выяснили, что порядка ¼ таких красных карликов содержат в своей обитаемой зоне по меньшей мере одну экзопланету, относящуюся к классу «сверхземли».

Эти новые результаты были получены в ходе анализа данных, собранных инструментами HARPS (High Accuracy Radial Velocity Planet Searcher) и UVES (Ultraviolet and Visual Echelle Spectrograph), которыми управляет Европейская южная обсерватория в Чили. Комбинируя данные, команда астрономов смогла выяснить, что небольшие скалистые планеты довольно часто встречаются вокруг красный карликов, и наше Солнце в этом случае не является исключением.

По словам Mikko Tuomi из Hertfordshire’s Centre for Astrophysics Research, который является ведущим автором исследований, использование UVES и HARPS позволило идентифицировать 8 новых экзопланет вокруг красных карликов, причем три из них находилось в обитаемых зонах своих родительских звезд.

Для поисков доказательств существования этих планет астрономы измеряли, насколько часто звезда «качается» в космическом пространстве. «Колебания» звезды обусловлены воздействием на неё гравитации потенциального планетарного спутника. Когда «невидимая» планета вращается вокруг далёкой звезды, гравитация вынуждает её перемещаться вперёд-назад в космическом пространстве. Такие периодические колебания и могут быть обнаружены в свете заезды.

Команда астрономов использовала новые аналитические методы обработки данных. В частности, они руководствовались правилом условных вероятностей Байеса, которое позволило ответить на вопрос: Какова вероятность того, что вокруг данной звезды вращается планета? Использование этого подхода и позволило обнаружить восемь новых экзопланет.

Профессор Hugh Jones из University of Hertfordshire отмечает, что полученный результат был частично предсказуем, так как дынные, полученные «Кеплер», и ранее указывали на то, что вокруг большинства красных карликов вращаются скалистые экзопланеты небольшого радиуса.

Новые экзопланеты были идентифицированы вокруг звёзд, расположенных от 15 до 80 световых лет от Земли. Орбитальный период этих экзопланет варьируется от двух недель до 9 лет. Это указывает на то, что их отделяет от своей родительской звезды от 6 до 600 млн. км.

В рамках исследования из 17 сигналов, зафиксированных в данных, 8 были идентифицированы как ранее неизвестные экзопланеты. Ещё 9 сигналов учёным предстоит проверить в ходе последующих исследований.