Астрофизики представили первую карту магнитного поля Млечного Пути

Магнитный «отпечаток пальца» Млечного ПутиМеждународная команда астрофизиков представила уникальную в своем роде карту, на которой изображено магнитное поле, формирующее галактику Млечный Путь. По мнению учёных, она может помочь им лучше понять некоторые аспекты и нюансы рождения Вселенной.

Команда, в которую входили исследователи из Университета Британской Колумбии (University of British Columbia) и Canadian Institute for Theoretical Astrophysics (CITA) Торонтского университета (University of Toronto), для составления карты использовали данные космической обсерватории Европейского космического агентства «Планк» (Planck Space Telescope).

С 2009 года телескоп «Planck» производил картографирование космического микроволнового фона (реликтового излучения), который образовался примерно через 380 тысяч лет после Большого Взрыва. Тем не менее, космический телескоп также исследовал излучение и от более близких уголков пространства-времени. Благодаря прибору High Frequency Instrument, астрономический спутник мог идентифицировать свет от микроскопических частиц пыли в пределах нашей галактики, помогая тем самым определять направление распространения колеблющихся световых волн, то есть, так называемую, поляризацию. Следует отметить, что именно поляризованный свет указывает на ориентацию линий поля.

По словам астрофизика Douglas Scott из University of British Columbia, у галактики Млечный Путь есть крупномасштабное магнитное поле, которое примерно в 100 тысяч раз слабее магнитного поля на поверхности Земли. Он отмечает, что магнитное поле галактики, примерно так же, как и на Земле, производит такие явления, как полярные сиянии. Магнитное поле Млечного Пути играет чрезвычайно важную роль для многих явлений, происходящих в его пределах, объясняет Scott.

Команда астрофизиков чрезвычайно рада тому, что благодаря Planck Space Telescope, они смогли воссоздать более детальную картину всего происходящего в магнитном поле Млечного Пути.

Подробное описание карты, а также ход и результаты работы будут представлены в четырёх статья, которые уже в ближайшее время будут опубликованы в журнале «Astronomy & Astrophysics».

Профессор CITA Peter Martin использует данные космического телескопа «Планк» для изучения пыли, содержащейся в галактике. По его словам, в ходе исследований, межзвёздной пыли, как правило, уделяется очень мало внимания, однако именно она содержит материал, из которого образовались планеты земной группы и первые формы жизни. Martin отмечает, что исследуя галактическую пыль при помощи данных «Планка», можно понять не только сложную и запутанную историю галактики, но и жизни, содержащейся в ней.

Космологам, изучающих происхождение и эволюцию Вселенной, данные, которые будут вскоре представлены учёными, анализирующими архивы «Планка», позволят более точно отделять приоритетные «сигналы» нашей галактики от менее важных, в частности поляризованный свет от реликтового излучения. В марте 2014 года учёные заявили, что впервые за историю астрономических наблюдений им удалось посредством телескопа «BICEP2» обнаружить поляризованный свет.

Данные космического телескопа «Планк» позволят более детально исследовать раннюю историю космоса. По словам J. Richard Bond из CITA, составленная карта поможет больше узнать о крошечных, но столь многочисленных «зёрнах космической пыли», в которых содержатся подсказки относительно того, как именно происходило формирование гравитационных волн.

Созданная карта является результатом первого в своем роде наблюдения поляризованного света, исходящего от межзвездной пыли в галактике, то есть это магнитный «отпечаток пальца» Млечного Пути.