Астрономы обнаружили звезду, которая является «братом» нашего Солнца

Местоположение HD 162826 на ночном небеКоманда исследователей во главе с астрономом Ivan Ramirez из Техасского университета в Остине (University of Texas at Austin) обнаружила первого «брата» Солнца — звезду, которая, вероятней всего, образовалась из того же пылегазового облака, что и единственная звезда Солнечной системы. Разработанные и используемые Ivan Ramirez методы помогут другим астрономам в поисках иных «солнечных братьев и сестёр», которые, возможно, дадут понять, как и где сформировалось Солнце, а также за счет чего наша Солнечная система стала «гостеприимной» для жизни. Статья, описывающая результаты открытия, будет опубликована 1 июня 2014 года в журнале «Astrophysical Journal».

По словам Ramirez, астрономы давно ломают голову над тем, как и где именно сформировалась Солнечная система, сделавшая жизнь на Земле возможной. Если учёные смогут выяснить, какая часть галактики сформировала Солнце, то можно будет очертить условия в ранней Солнечной системе, а это, в свою очередь, позволит понять, почему мы здесь, отмечает астроном.

Ramirez признается, что есть «небольшая, но тем не менее не нулевая вероятность» того, что вокруг этого солнечного «родственника» вращаются пригодные для жизни экзопланеты. Со слов учёного, на ранних этапах своего формирования в пределах звёздообразующего кластера могли иметь место столкновения, в результате которых образовалось очень много планетарных фрагментов. Учёный допускает, что один из таких фрагментов, мог быть ответственным за формирование жизни на Земле. Согласно другой версии, обломки нашей планеты могли «транспортировать» жизнь к планетам, вращающимся вокруг «братьев и сестер» нашего Солнца. Ramirez подводит итог, что «родственники» Солнца являются основными кандидатами на поиски внеземной жизни.

Солнечный «брат», которого обнаружила команда, возглавляемая Ramirez, получил название HD 162826. Масса этой звезды на 15% больше массы Солнца. Астрономам удалось определить, что HD 162826 находится в 110 световых годах от Земли в созвездии северного полушария неба Геркулес. Увидеть эту звезду невооружённым глазом невозможно, тем не менее, её легко можно идентифицировать посредством бинокля малой мощности. Находится она недалеко от яркой звезды Вега (самая яркая звезда созвездия Лиры).

Команда астрономов пришла к мнению, что HD 162826 является «братом» Солнца, когда проводила анализ тридцати кандидатов на это «звание», обнаруженных другими исследователями. Команда Ramirez довольно детализировано изучила 23 из 30 звезд посредством телескопа Harlan J. Smith Telescope, установленного в обсерватории McDonald Observatory, оставшиеся 7 звезд, которые были видны исключительно из южного полушария — с помощью Clay Magellan Telescope обсерватории Las Campanas Observatory в Чили. В ходе анализа использовалась спектроскопия достаточно высокого разрешения, что и позволило получить полное представление о химической структуре каждой звезды. Помимо химического анализа, учёные также провели анализ звёздный орбит, которые являются отображением их «маршрута движения» вокруг центра Млечного Пути. Экспертами в этой области, которая получила название «динамика», выступили A. T. Bajkova из Пулковской обсерватории (Санкт-Петербург, Россия) и V. V. Bobylev из Санкт-Петербургского государственного университета. В конечном итоге число потенциальных кандидатов сузилось до одного — HD 162826.

По «удачному стечению обстоятельств», отмечает Ramirez, изучением этой звезды вот уже на протяжении 15-ти лет занимается команда McDonald Observatory Planet Search. Исследования, проводившиеся Michael Endl и William Cochran из Техасского университета, позволили исключить вероятность наличия вблизи звезды каких-либо «горячих юпитеров» — массивных планет, вращающихся достаточно близко к поверхности звезды. Исследователи уверены, что вероятность присутствия аналога Юпитера близи HD 162826 крайне мала, чего нельзя сказать о небольших планетах земного типа.

Безусловно, открытие первого и единственного на сегодняшний день солнечного «брата» весьма интригует, тем не менее, Ivan Ramirez отмечает, что у данного проекта есть более значимая цель — создание карты «братьев и сестер» Солнца, посредством использования данных «Gaia».

Астрономам известно, что Солнце родилось в кластере, содержащем от 1 до 100 тысяч звезд. Этот кластер, который сформировался более 4,5 млрд лет тому назад, к настоящему времени разрушился. За это время, произошло очень много событий — часть звезд кластера сформировала собственные орбиты вокруг центра Млечного Пути, пролегающие на различном расстоянии от галактического ядра. Некоторые звезды, такие как HD 162826, по-прежнему достаточно близки, другие — расположены гораздо дальше.

По словам Ramirez, идентифицируя и анализируя солнечные элементы одного уровня, учёные будут становиться на шаг ближе к пониманию того, как именно и где сформировалось Солнце. Чтобы достичь этой цели, специалисты в области динамики намерены создать модели, которые бы отображали орбиты всех известных солнечных элементов одного уровня. То место, в котором орбиты всех звезд будут пересекаться, и является местом их рождения, подытоживает исследователь.