Американские учёные занимаются исследованием «ям» на Луне, которые будущие астронавты могли бы использовать в качестве укрытий

«Яма» в кратере Моря СпокойствияНа поверхности Луны находятся миллионы ударных воронок, получивших название «лунные кратеры». Согласно новым данным автоматической межпланетной станции NASALunar Reconnaissance Orbiter (LRO) на поверхности единственного естественного спутника Земли есть более двухсот «ям» с крутыми стенами, больше похожих на пещеры, которые будущие астрономы могли бы выбрать в качестве объекта исследования или использовать для укрытия.

Глубина этих «ям» составляет порядка 5 метров, а диаметр достигает 900 метров. Первые три из них были обнаружены по снимкам, полученным японским космическим аппаратом «Kaguya». Практически все остальные были обнаружены с помощью нового компьютерного алгоритма, который в автоматическом режиме позволил просмотреть тысячи снимков, характеризующихся высокой разрешающей способностью, полученных камерой Narrow Angle Camera (NAC) АМС «LRO».

По словам RobertWagnerиз ArizonaStateUniversity, эти «ямы» могли бы быть полезными для астронавтов, исследующих лунную поверхность. «Яма» глубиной несколько метров, над которой нависают выступы из горной породы могла бы стать своего рода убежищем от радиации, микрометеоритов, марсианской пыли и суточных колебаний температуры, отмечает учёный. Wagner, который является разработчиком описываемого компьютерного алгоритма, также опубликовал в журнале «Icarus» статью на эту тему.

Большинство «ям» было найдено либо в больших ударных кратерах, которым были присущи расплавы горных пород, либо в лунных морях — темных участках на поверхности Луны, представленных «озёрами» застывшей лавы, в диаметре достигающими несколько сотен километров.

По словам Wagner, «ямы» могли сформироваться, когда «крыши» пустот или пещер обрушились, возможно, под воздействием колебаний, обусловленных падением метеоритов. Учёный отмечает, что одних только снимков «LRO» недостаточно для того, чтобы назвать конкретную причину их образования. Wagner допускает, что пустоты могли образоваться, когда расплавленная порода протекала по лунной поверхности. На Земле во время извержений вулканов образуются «лавовые трубы» по мере того, как магма течет ниже застывшей корки. Аналогичный процесс мог происходить и на Луне, в частности, в большом ударном кратере, датируемом сотнями тысяч лет. После того, как кратер сформировался, его «борта» падают под воздействием лунной гравитации, увеличивая дно воронки и вынуждая магму течь под поверхностью, формируя пустоты в тех местах, куда она стекает.

На сегодняшний день команда астрономов под предводительством Wagnerобнаружила на поверхности Луны более 200 «ям», расположенных в общей сложности в 29 ударных воронках, возраст которых менее 1 млрд лет. 8 «ям» было найдено в лунных морях, при чем 3 них были обнаружены на снимках «Kaguya». Всего 2 «ямы» было обнаружено в горной местности Луны.