Учёные расширили диапазон поиска экзопланет земного типа, потенциально пригодных для жизни

Экзопланета OGLE-2013-BLG-0341LBb (крайняя справа) на орбите одной звезды бинарной системы (справа) в представлении художникаЭкзопланета, недавно обнаруженная в двойной звездной системе, расположенной в 3000 световых лет от Земли, расширяет представления астрономов о том, где похожие на Землю — и, следовательно, потенциально обитаемые — планеты могут образовываться, и как их искать.

Планета OGLE-2013-BLG-0341LBb, масса которой в два раза превосходит земную, вращается вокруг одной из звёзд бинарной звездной системы, причем примерно на таком же расстоянии, что и Земля от Солнца. Тем не менее, из-за того, что родительская звезда нововыявленной экзопланеты тусклее Солнца, планета получает меньше энергии. Ввиду этого она намного холоднее Земли, более того она холоднее даже Европы — ледяного спутника Юпитера. OGLE-2013-BLG-0341LBb была обнаружена 11 апреля 2013 года.

Четыре международных исследовательских группы во главе с Andrew Gould из The Ohio State University, опубликовали результаты своего открытия в одной из статей журнала «Science» 4 июля 2014 года.

Исследование предоставляет первые доказательства того, что планеты земной группы могут образоваться на орбитах, подобных орбите Земли, даже в двойных звездных системах, где звезды удалены друг от друга на «незначительное» расстояние друг от друга. Хотя обнаруженная планета является слишком холодной для того, чтобы быть пригодной для жизни, она вращается вокруг звезды, подобной Солнцу, в так называемой зоне обитания.

По словам астронома Scott Gaudi из Огайо, это отрытые расширяет диапазон потенциальных мест для поисков обитаемых планет в будущем. Он отмечает, что половина звезд в Млечном Пути находятся в бинарных системах. Gaudi признается, что он и его коллеги понятия не имели, что планеты земного типа могут формироваться в таких системах, причем на орбитах, подобных орбите Земли.

Крайне редко гравитация звезды фокусирует свет от более отдалённой звезды, выполняя роль увеличительного стекла. Ещё реже в этом световом сигнале удается идентифицировать «подпись» планеты. Астрономы используют этот метод, получивший название гравитационное микролинзирование, для поиска таких планет. Следует отметить, что компьютерное моделирование таких событий крайне проблематично, потому что, как правило, звезда и её планеты действуют как линзы, а две звезды — крайне редко.

Многие методы не подходят для поиска планет в бинарных системах, так как свет от более далёкой звезды усложняет интерпретацию данных. По словам Gould, гравитационное микролинзирование позволяет наблюдать за тем, гак гравитация экзопланеты бинарной звездной системы влияет на свет от более далекой, «неродительской» звезды. Это — новый инструмент для поиска планет бинарных звездных системах.

Когда астрономам удалось обнаружить планету OGLE-2013-BLG-0341LBb, они смогли зарегистрировать две отдельные «подписи» — основную, которая обычно используется для обнаружения экзопланет, и вторичную — о существовании которой учёные только догадывались.

Первый эффект был представлен кратким затмением света, связанным с тем, что гравитация планеты затмила свет от звезды, а второй — с полным искажением светового сигнала.