Найден планетоподобный Y-карлик, который в «юности» был таким же горячим, как звезды

Этапы температурной эволюции WISE J0304-2705Астрономы обнаружили довольно холодный астрономический объект с весьма интересной «биографией». Несмотря на то, что в настоящее время это небесное тело такое же холодное, как планета, есть вероятность, что в «юности» по температуре он мог бы составить достойную конкуренцию многим звездам. Команда исследователей представила результаты своей работы в журнале «Monthly Notices of the Royal Astronomical Society».

В настоящее время температура этого астрономического объекта составляет порядка 100-150 С (усреднённое значение между температурой Венеры и Земли). Тем не менее, учёным удалось установить, что в прошлом температура этого объекта была гораздо выше. Исследователи не исключают, что он мог быть таким же горячим, как и звезда, на протяжение многих миллионов лет.

Обнаруженный астрономами объект, который получил название WISE J0304-2705, относится к не так давно выделенному учёными классу звезд «Y-карликов». К этой категории относятся звезды, характеризующиеся аномально низкой в сравнении другими звездами температурой. Невзирая на то, что температура WISE J0304-2705 близка к земной, Y-карлик кардинально отличается от скалистых планет, к которым относится Земля. У WISE J0304-2705 больше сходств с Юпитером, так как он представлен гигантской газовой сферой, масса которого в 20-30 раз превосходит массу крупнейшей планеты Солнечной системы.

Международная команда астрономов, возглавляемая профессором David Pinfield из University of Hertfordshire обнаружила WISE J0304-2705 посредством инфракрасного космического телескопа Wide-field Infrared Survey Explorer (WISE), запущенного NASA в 2009 году. Учёные разложили свет, исходящий от Y-карлика, на спектры, что позволило им определить его нынешнюю массу и лучше понять его историю.

На сегодняшний день астрономам известно о существовании 20-ти Y-карликов. WISE J0304-2705 выделяется на фоне остальных, так как исходящему от него свету присущи весьма необычные особенности. По словам Pinfield, измерения показывают, что этот Y-карлик может иметь состав и возрастные характеристики одного из старейших «членов» галактики. Из этого следует, что температурная эволюция этого объекта была весьма переменчивой. Учёные не исключают, что в прошлом температура Y-карлика достигала нескольких тысяч градусов, а сейчас исходящего от него тепла едва ли достаточно, чтобы вскипятить кружку чая.

Причина, по которой WISE J0304-2705 мог так «охладиться», связана с тем, что его недра не достаточно горячие для слияния водорода — процесса, который поддерживает высокую температуру Солнца на протяжение многих миллиардов лет. Без источника энергии, поддерживающего стабильную температуру, охлаждение неизбежно.

Если предположить, что WISE J0304-2705 — это древний астрономический объект, то его температурная эволюция разграничивалась на этапы, показанные на рисунке. В течение первых 20 миллионов лет, температура этого объекта составляла, предположительно, не менее 2800 С. Следовательно, он был таким же горячим, как и ближайшая к Солнцу красная карликовая звезда ProximaCentauri. В течение последующих 100 млн лет, Y-карлик остыл примерно до 1500 С. Ещё 1 млрд лет потребовалось бы для того, чтобы температура снизилась до 1000 С. Со временем температура установилась на отметке 100-150 С.

Масса WISE 0304-2705 в 20-30 раз превышает массу Юпитера, виду чего этот Y-карлик занимает пограничное значение между наименее массивными звездами и типичными планетами.

Расположен WISE 0304-2705 в созвездии Южного полушария неба Печь (Fornax) на расстоянии порядка 35-55 световых лет от Земли.