Кора астероида Веста в три раза толще, нежели считалось ранее

Модель астроида Веста в разрезеИсследователям EPFL удалось более детально изучить природу и внутреннюю структуру астероида Веста благодаря числовым моделям и данным, собранным в ходе космической миссии «Dawn». Результаты проваленного исследования были опубликованы 16 июля 2014 года в журнале «Nature». В статье учёные обращаются к вопросам современной модели формирования скалистых планет, в том числе и нашей Земли.

Астероид Веста, диаметром порядка 500 километров, является одним из крупнейших «эмбрионов» планет, среди всех известных астрономам. Он образовался примерно в то же время, что и Солнечная система. Для того, чтобы удовлетворить научный интерес, NASA отправило для исследования Весты автоматическую межпланетную станция «Dawn», которая с июля 2011 по август 2012 года занималась его изучением.

Данные, собранные «Dawn», были проанализированы командой исследователей из EPFL, в которую также входили учёные из университетов, расположенных в Берне, Бретане (Франция) и Аризоне (США). Анализ показал, что кора астероида более чем в три раза толще, чем ожидалось. Полученные результаты имеют важное значение для понимания структуры этого астрономического объекта, расположенного между Марсом и Юпитером. Более того они оспаривают один из основополагающих «компонентов» в моделях формирования скалистых планет, а именно состав оригинального облака материала, который по мере нагревания, расплава и кристаллизации образует планеты.

По словам Philippe Gillet, возглавляющего лабораторию EPFL’sEarthandPlanetaryScienceLaboratory (EPSL), который проводил анализ состава горных пород на поверхности астероида Веста, поражает тот факт, что на поверхности астероида нет следов минерала оливина.

На поверхности Весты должны быть большие скопления оливина — главного компонента планетарной мантии, отмечают учёные. К тому же в ходе как минимум двух столкновений на южном полюсе астероида произошло извержение, в результате которого с 80-километровой глубины на поверхность вырвалось огромное количество материала.

По словам учёного Harold Clenet, о силе этих двух ударов свидетельствует тот факт, что более чем 5% метеоритов, найденных на Земле, являются именно фрагментами Весты. Тем не менее, эти столкновения были недостаточно сильными для того, чтобы «пробить» кору астероида и достичь мантии.

Найденные на Земле метеориты, которые являются фрагментами Весты, подтверждают это, так как в них практически не содержится оливин. К тому АМС «Dawn» не обнаружила этот минерал и возле двух ударных кратеров, которые она исследовала на поверхности Весты.

По словам Clenet, это означает, что толщина коры астероида не 30 км, как предполагалось ранее, а как минимум 80 км.

Это открытие бросает вызов моделям, описывающим порядок формирования астероида и, следовательно, скалистых планет Солнечной системы, в том числе и Земли. Учёные допускают, что утолщение коры астероида могло быть связано с наслоением магматической породы. Если Весте присуща тонкая мантия, богатая оливином, и толстая корка, богатая пироксеном, то пропорция материалов, входящих в состав астероида, также как Земли и прочих скалистых планет Солнечной системы (Венеры, Марса и Меркурия), также отличается от того, что предполагалось ранее.

В связи с этим необходимо рассмотрение более сложной модели формирования планет, учитывающей не только оригинальный химический состав, но и их орбиты, размеры и соответствующие периоды охлаждения.

Веста — это единственный среди известных астероидов, которому присуща подобная Земле структура — ядро, мантия и кора, благодаря чему он является идеальной лабораторией для проверки многих гипотез и теорий.