Международная команда учёных представила результаты детализированного исследования крупнейшей за последние 150 лет магнитной бури на Солнце

Магнитная буря на Солнце, произошедшая 23 июня 2012 года (снимок «STEREO»)Земля чудом избежала последствий сильнейшей за последние полтора столетия магнитной бури на Солнце, произошедшей 23 июля 2012 года.

По словам исследователей из Китая и Калифорнийского университета (Беркли), несколько, стремительно сменяющих друг друга, выбросов корональной массы – самых интенсивных извержений на Солнце – сформировали поток намагниченной плазмы, устремившийся в космическое пространство в сторону орбиты Земли. Если бы магнитная буря произошла на 9 дней раньше, то поток плазмы «поразил» Землю, нанеся ущерб всей энергосистеме на планете. Учёные не исключают, что в таком случае из строя были выведены все спутники, находящиеся на околоземной орбите.

Предполагается, что в таком случае солнечные вспышки окутали бы всю планету магнитным «фейерверком», эквивалентным мощнейшей геомагнитной буре на Земле, известной как «Событие Кэррингтона», произошедшей в 1859 году. Тогда, телеграф, который был чуть ли не единственным устройством коммуникации, на всей территории Соединённых Штатов был выведен из строя, а небо от юга до Гавайских островов озарилось северным сиянием.

В статье, опубликованной 18 марта 2014 года в журнале «Nature Communications», Janet G. Luhmann из University of California (Berkeley) вместе с физиком Ying D. Liu из China’s State Key Laboratory of Space Weather и ещё несколькими исследователями представили результаты анализа магнитной бури на Солнце, обнаруженной космическом аппаратом NASA «STEREO A».

По словам Luhmann, если бы буря произошла на 9 дней раньше, то на Земле повторилось «Событие Кэррингтона», однако последствия для современных технологий, были бы более серьезными.

Проведенное исследование позволило примерно оценить материальный ущерб, который бы нанесло повторение «События Кэррингтона». По мнению учёных убытки оценивались примерно в 2,6 трлн долларов. Менее мощная магнитная буря, произошедшая 13 марта 1989 года, привела к сбою в работе канадской энергосистемы Hydro-Quebec, в результате чего более 6 млн человек на протяжении 9 часов находились были отрезаны от энергообеспечения.

По словам Liu, мощнейшая буря космической погоды – солнечный супершторм – может привести к катастрофическим последствиям на Земле, ущерб от которых будет оцениваться в триллионы долларов, а на восстановление инфраструктур потребуется от 4 до 10 лет. Он отмечает, что именно поэтому важно, как можно подробнее изучить солнечные суперштормы.

Анализируя магнитную бурю 2012 года Liu, Luhmann и их коллеги по STEREO (Solar Terrestrial Observatory), пришли к выводу, что мощнейшая вспышка на солнце 22 июля привела в движение магнитное облако посредством солнечного ветра, скорость которого достигала 2000 километров за секунду – что в 4 раза больше типичной скорости магнитного шторма. Облако прошло через орбиту Земли, но к счастью наша планета в тот момент находилась с другой стороны Солнца.

Исследователи определили, что огромный взрыв произошёл в результате по меньшей мере двух почти одновременных выбросов корональной массы, в ходе которых, как правило, выделяется энергия, эквивалентная примерно 1 млрд водородных бомб. Скорость, с которой магнитное облако устремилось в космическое пространство, бала настолько высока, что учёные сделали вывод, что причина кроется в другом выбросе корональной массы, произошедшем 4-мя днями ранее, который освободил путь от материала, который в обычных условиях замедлил бы облако.

По словам Joe Gurman из NASA’s Goddard Space Flight Center, авторы научной публикации полагают, что это событие было связано с двумя выбросами корональной массы, произошедшими с интервалом порядка 10-15 минут.