Таинственный «танец» карликовых галактик побуждает учёных к пересмотру космологических моделей

Галактика АндромедыОткрытие, согласно которому многие карликовые галактики во Вселенной не «роятся» вокруг своих более крупных собратьев, подобно пчёлам, а «танцуют», передвигаясь при этом по упорядоченным дискообразным орбитам, бросает вывозов представлениям астрономов о формировании и развитии Вселенной.

Статья, посвящённая данному исследованию, проводимому международной командой астрономов, в которую входил профессор Geraint Lewis из University of Sydney’s School of Physics, была опубликована 21 июня 2014 года в журнале «Nature».

По словам Lewis, в начале 2013 года он и его коллеги впервые объявили о своем открытии, согласно которому половина карликовых галактик, окружающих Галактику Андромеды, движутся вокруг неё по орбитам, образуя при этом достаточно большую плоскость. Этот структура, по словам учёного, более 1 млрд световых лет в диаметре, при том, что её ширина не превышает 300 тысяч световых лет.

Вселенная содержит миллиарды галактик. Некоторые их них, такие как Млечный Путь, содержат сотни миллиардов звезд. Тем не менее, большинство галактик относятся к категории карликовых — они намного меньше, да и количество звезд в них редко превышает несколько миллиардов.

В течение многих десятилетий астрономы использовали различные компьютерные модели для того, чтобы спрогнозировать, как эти карликовые галактики расположены по отношению к своим более крупным собратьям. По мнению большинства астрономов, они хаотично разбросаны в плоскости.

По словам Lewis, исследование Галактики Андромеды противоречило этим представлениям учёных, что побудило к более детальному изучению прочих галактик во Вселенной. Используя Sloan Digital Sky Survey — великолепный ресурс, представленный цветными снимками и 3D-картами, охватывающими более 1/3 неба, исследователи проанализировали свойства тысяч соседних галактик.

По словам ведущего автора исследований NeilIbataиз LycéeInternationalв Страсбурге (Франция), он и его коллеги были удивлены тем, что большая часть пар спутниковых галактик, расположенных по разные стороны от своих гигантских «хозяйских» галактик, характеризовалась противоположно направленными скоростями.

Детальный анализ показал, что эти карликовые галактики характеризуются последовательным согласованным движением. Из этого следуют, что эти круговые плоскости «танцующих» галактик универсальны, к тому же они были найдены примерно в 50% анализируемых галактик.

С одной стороны, это открытие — большая проблема, так как оно противоречит стандартным космологическим моделям, следовательно, бросает вызов пониманию «принципа работы» Вселенной, и в частности природы темной материи.

Исследователи допускают, то причиной всему может быть некий физический процесс, который управляет потоками газа во Вселенной.