Найдена экзопланета с самым длинным орбитальным периодом — 704 дня

Экзопланета Kepler-421b на фоне своей родительской звезды в представлений художникаАстрономами найдена транзитная экзопланета, характеризующаяся самым длинным на сегодняшний день орбитальным периодом. Речь идёт о экзопланете Kepler-421b, которая совершает полный оборот вокруг своей родительской звезды за 704 дня. Для сравнения сидерический период Марса составляет 780 дней. Большинство экзопланет, обнаруженных на сегодняшний день (более 1800 экзопланет), расположены намного ближе к своим родительским звездам, следовательно, характеризуются более короткими орбитальными периодами.

По словам DavidKippingиз Harvard-SmithsonianCenterforAstrophysics (CfA), который является ведущим автором исследования, открытие Kepler-421b — это подарок судьбы и огромная удача. Чем дальше экзопланета расположена от своей родительской звезды, тем меньше шансов увидеть её «транзит» — прохождение перед звездой, в результате которого свет, исходящий от неё, частично затмевается — во время наблюдений с Земли, объясняет учёный.

Родительская звезда Kepler-421b — это оранжевая звезда, относящаяся к К-типу, которая намного холоднее и тусклее, если сравнивать с Солнцем. Орбита планета находится примерно в 177 млн километров от звезды. Ввиду столь значительной отдалённости температура поверхности Kepler-421b не превышает -135 F (-93 С).

Из названия экзопланеты становится понятно, что она была обнаружена благодаря данным, собранным космическим аппаратом NASA «Кеплер», который идеально подходил для этого открытия. Космический аппарат наблюдал за участком неба, в котором была обнаружена экзопланета, на протяжение 4-х лет. Все это время «Кеплер» пристально следил за звездами, которые тускнеют по мере прохождения перед ними планет. Никакой другой из существующих КА не способен так долго фокусироваться на одном и том же участке космического пространства. Несмотря на это «Кеплеру» удалось запечатлеть лишь 2 транзита Kepler-421b, так как орбитальный период данной планеты чрезвычайно велик.

Орбита Kepler-421b расположена за так называемой «линией снега» — условной линией, разделяющей скалистые планеты и газовые гиганты. За ней вода уплотнятся в ледяные зерна, которые, по мере соединения, образуют гигантские газовые планеты. По словам Kipping, «линия снега» играет важное значение в теории формирования планеты. Он отмечает, что, вероятней всего, все газовые гиганты сформировались за этой линией.

Так как газовые гиганты могут находиться достаточно близко к своим родительским звездам, и их сидерический период может варьироваться от нескольких часов до нескольких дней, теоретики не исключают, что в начале своей эволюции многие из этих экзопланет могли мигрировать, сокращая расстояние до родительской звезды.

Kepler-421b — это пример того, что такая миграция вовсе необязательна. Вполне возможно, что планета могла сформироваться именно там, где её обнаружили учёные.

По словам Kipping, Kepler-421b — это первый пример потенциально немигрирующего газового гиганта в транзитной системе. Родительская звезда этой планеты — Kepler-421 — расположена примерно в 1000 световых лет от Земли в направлении созвездия северного полушария неба Лира.

Статья, посвящённая данному открытию, в ближайшее время появится в журнале «Astrophysical Journal».