Учёные выяснили природу происхождения канавок и борозд на поверхности Фобоса

Один из спутников Марса ФобосМиллиарды лет тому назад Марс довольно часто «страдал» от мощных столкновений с достаточно крупными космическими объектами. В результате таких «ударов» образовывалось огромное количество обломков, которые «царапали» в конечном итоге поверхность Фобоса — одного из двух спутников Красной планеты, уверяют исследователи.

В 1976 году изображения, полученные посредством орбитального зонда NASA «Viking», показали, что поверхность Фобоса покрыта огромным множеством параллельных бороздок, чем-то похожих на каналы. Более чем за 30 лет было выдвинуто множество гипотез относительно возможного происхождения этих «шрамов», однако ввиду того, что ни одна из них не является достаточно убедительной, дискуссии по этому поводу продолжаются и по сей день.

В рамках недавнего исследования пара учёных пересмотрела доказательства и аргументы основных гипотез и пришла к выводу, что лишь одна из них разумна. Согласно этой гипотезе, бороздки на поверхности марсианского спутника появились в результате уже «вторичных» соударений», то есть когда Фобос преграждал путь осколкам, отлетевшим от Марса после «первичного удара».

Используя новые данные и снимки автоматической межпланетной станции Европейского космического агентства «Mars Express», учёным удалось весьма детализировано закартографировать бороздки на поверхности Фобоса. Учёные также установили, что количество марсианского вещества, необходимое для их формирования, примерно в 2 раза меньше общего количества вещества, «выброшенного» из кратеров.

По словам планетолога John Murray из Open University (Великобритания), который является ведущим автором статьи, опубликованной в апрельском номере журнала «Planetary and Space Science», результаты проведенного исследования полностью согласуются с выдвинутой гипотезой.

По мнению некоторых учёных, спутники Марса — Фобос и Деймос — являются бывшими астероидами, пойманными в «ловушку» гравитацией Красной планеты. Диаметр Фобоса составляет порядка 22 километров, в Деймоса — почти в 2 раза меньше — 12,4 км.

Бороздки на Фобосе, возраст которых оценивается в 3 млрд лет, разделены на различные «семьи». По словам Murray, бороздки в пределах одной «семьи» размещены параллельно друг другу. Ширина канавок варьируется от 23 метров до 475 метров. Кроме того, они проходят в широком диапазоне длин — длина некоторых достигает 30 км, в то время как другие едва ли простираются на 1,6 км.

Каналы покрывают почти всю поверхность спутника за исключением относительно небольшой территории на полушарии, обращённом к Марсу, отмечает Murray. Следует отметить, что Фобос всегда обращён к Красной планете одной и той же стороной, также как Луна по отношению к Земле.

Некоторые учёные ранее полагали, что бороздки и канавки на поверхности Фобоса являются результатами приливных сил, которые образовали на спутнике кратер Стикни (Stickney Crater).

Согласно прочим гипотезам борозды и канавы на Фобосе — это результат локальных столкновений. По одной из теорий, метеор, образовавший кратер Стикни, стал причиной извержения материала, из которого в последствие сформировались бороздки.

Murray и его коллега Douglas Heggie из University of Edinburgh полагают, что бороздки и канавы Фобоса формировались в далёком прошлом, когда происходили столкновения космических горных пород с Марсом. В результате ударов в космическое пространство попадали потоки сжиженного материала, который быстро разбивался на капельки. Эти капельки довольно с такой же скоростью замерзали, превращаясь в достаточно твердые частицы, прежде чем столкнуться с поверхностью Марса.