Этическая мысль

КАК БОГ МОГ ДОПУСТИТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ ЗЛА?

Понимание зла как части, противоставившей себя целому, нужда¬лось в ответе на вопрос, почему и зачем какая-то часть может взбунтоваться против целого и выпасть из общего порядка. Осо¬бенно остро этот вопрос звучал в контексте религиозного, в част¬ности христианского, мировоззрения, где целое бралось в самом глобальном смысле — в образе бога, объемлющего собою все. Формирование мировых религий трансформировало идею бога как сильного покровителя и союзника племени или народности в идею всемогущего и всеблагого существа. Но бога, обладающего такими атрибутами, чрезвычайно трудно совместить с наличием в мире физического и морального зла. Возникал вопрос, почему бог мирится с существованием зла: потому ли, что не может его уничтожить, или потому, что не хочет. Но если он не может уничтожить зло, то он не всемогущ, а .если не хочет, то не всеблаг.

Особая часть христианского вероучения — теодицея (богооп¬равдание) — усмотрела разрешение этой трудности в допущении, что зло является своего рода видимостью, которая имеет отрица¬тельное значение только сама по себе или с ограниченной челове¬ческой точки зрения, а с точки зрения вечности, наоборот, оказы¬вается благом. «Весь мир (universitas rerum) похож на картину, где черная краска наложена на свое место; он прекрасен даже со своими грешниками, хотя, если их рассматривать самих по себе, они безобразны» . Согласно такой логике, нравственный порок и грех, будучи злом сами по себе, существуют только для того, чтобы укреплять веру и добродетель. Если устранить все случаи зла, учит крупнейший католический теолог средневековья Фома Аквинский, то в мире недоставало бы многих благ, например, без убийства животных не было бы львов, а без жестокости тиранов — стойкости мучеников \ Восставая против божественной справедли¬вости, нравственное зло не может нанести ей ущерба, а лишь губит само себя. Грешники в конечном счете служат чем-то вроде удобрения или строительного материала для возвышения правед¬ников. Суровый ригоризм религиозной морали удивительным образом смыкается с отношением к человеку как к средству, то есть с той сомнительной нравственной позицией, которая отчетли¬во проступает в упрощенном народном богословии. Она прямо вы¬ражена, например, в популярной богословской книге Гонория Августодунского «Светильник» (XI—XII вв.), где утверждается, что «отвергнутые сотворены ради избранных, дабы последние чрез них совершенствовались в добродетелях и исправлялись от пороков, выглядели бы в сравнении с ними более славными и, созерцая их муки, сильнее радовались бы собственному спасе¬нию» .

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.