Этическая мысль

Стимулом благотворительности монахов и епископов, заклю-чавшейся в раздаче того, чего они не могли сами съесть, продать или сохранить, является страх — уже не перед бедными, а перед феодалами и наемными бандами, бродившими по всей стране. Монастыри и церкви часто подвергались грабежам, так как гроз-ные проклятия пап и епископов по адресу неверующих, покушав-шихся на церковные имущества, служили очень плохой защитой. Предводители варварских банд, а также и правоверные католи¬ки — короли и бароны — всегда считали себя вправе запускать лапу в церковную и монастырскую казну, чтобы выпутаться из денежных затруднений . Епископы и монахи для своей безопас¬ности должны были взывать к храбрости и сочувствию народа и были поэтому вынуждены воспитывать и сохранять в массах крестьян и ремесленников чувство почтения к монастырским иму- ществам. Для этого-то они и убеждали народ, что владеют этими имуществами лишь для того, чтобы милостыней облегчить нужду бедняков.

Между тем эта благотворительность, вызванная только стра-хом, стала исчезать с исчезновением своей настоящей причины: королевская жандармерия достигла достаточной численности для освобождения королевства от его бича — разбойничающих баро¬нов и наемников, а пути сообщения увеличились в числе и сдела¬лись в достаточной степени безопасными для развития торговых сношений. Теперь церкви и монастыри стали уже продавать излишек сельскохозяйственных продуктов, как собранных с собст¬венного хозяйства, так и получаемых в виде десятины и процентов. Таким образом, монахи и епископы оказались ворами по отноше¬нию к имуществу бедных, ибо в действительности церковные и монастырские земельные имущества, равно как и десятины и проценты, возникшие из вкладов великодушных жертвователей для помощи бедным или же из пожертвований, которые у них выманивали под этим ложным предлогом, принадлежали не епис¬копам и монахам, а церкви — ecclesia, т. е. общине верующих. На это юридическое основание и ссылалась революционная бур¬жуазия 1789 г., чтобы завладеть церковными имуществами под предлогом возвращения их нации. Монахи и епископы потеряли народную любовь, которая в течение столетий служила им защи¬той, благодаря тому, что торговали хлебом с церковных и мо¬настырских земель, лишая его благотворительного назначения. В Англии и Франции они были согнаны со своих владений в рево¬люционную эпоху, причем массы крестьян и рабочих не поднялись на их защиту.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.