Этическая мысль

Дружба — это идея, потому что она не извлечена из опыта, бу-дучи в реальном состоянии очень несовершенна, а заключена в рас¬судке, но мораль очень нуждается в ней. Здесь уместно заметить, что такое идея и что — идеал. Требуется мера для того, чтобы оце¬нивать степень совершенства. Эта мера является произвольной тогда, когда величина не определена понятиями a priori ‘; или ес¬тественной, при которой величина определена понятиями a priori. При рассмотрении величин, определяемых a priori, возникает во¬прос о том, какова определенная мера, в соответствии с которой мы можем их оценивать. Мера эта всегда будет наибольшей. Посколь¬ку последняя является мерой при рассмотрении других величин, которые меньше, то эта мера является идеей, а поскольку она пред¬ставляет собой образец для других, то — идеалом. Если мы возь¬мем любвеобильные устремления людей относительно друг друга, то увидим, что для них характерно много уровней и отношений, определяемых соотношением между любовью к себе и любовью к другим. Максимум взаимной любви представляет собой дружба, а последняя есть идея, поскольку служит мерой взаимной любви. Наивысшая любовь по отношению к другому — та, когда другого я люблю точно так же, как самого себя. Другого я не могу любить более себя, но если я хочу любить его так же, как себя, то могу осуществить это только в том случае, когда уверен, что и другой бу¬дет любить меня точно так же, как себя самого, и тогда мне будет возмещено то, что мною утрачено, и благодаря этому я обретаю са¬мого себя. Идея дружбы позволяет определить, что представляет собой дружба, и увидеть, сколько нам еще ее недостает. Когда Сок¬рат говорит: мои дорогие друзья, друзей нет, то это означает при¬мерно то, что никакая дружба не совпадает полностью с идеей дружбы. Здесь он был прав, потому что такое совпадение действи¬тельно невозможно. Но идея есть нечто истинное. Если я выбираю дружбу и забочусь только о счастье другого в надежде, что другой также заботится о моем счастье, то это, правда, взаимная любовь, в которой мне воздастся (здесь каждое счастье было бы результа¬том великодушия: я не отказываюсь от своего счастья, но сосредо¬точено оно в руках другого, счастье которого в свою очередь сосре¬доточено в моих руках). Сама по себе идея эта хороша лишь в реф¬лексии, но между людьми ее не найти.

Но если каждый будет заботиться лишь о себе, не заботясь о другом, то в этом случае никакой дружбы быть не может. Таким образом, эти подходы должны сочетаться друг с другом. Человек заботится о себе, а также и о счастье других. Поскольку здесь не может быть определенных границ и обозначения степени, то мера в дружеских отношениях не может быть определена никаким зако¬ном и правилом. Я обязан заботиться о своих потребностях и до¬вольстве жизнью; если же счастье другого я не могу обеспечить ни¬каким иным образом, как только отказом от собственных потреб¬ностей и довольства ж-изнью, то меня никто не может обязать за¬ботиться о счастье другого и состоять с ним в отношении дружбы. Но поскольку каждый может увеличивать свои потребности и иметь их столько, сколько хочет, то нельзя установить какой-ни- будь уровень, с которого отказ от потребностей становится усло¬вием возможности дружбы. Ведь многие из тех потребностей, ко¬торые мы стремимся удовлетворить, таковы, что мы можем ими пожертвовать ради друга.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.