Этическая мысль

Потребительство влечет за собой все большую дегуманизацию личности, ибо потребляющая личность сводится здесь к сумме вещей, которыми она обладает, и мера ее человечности исчерпы¬вается ее способностями к приобретению, ставшему преобладаю¬щим мотивом ее поведения. Потребляющий субъект обезличивает¬ся во имя вещи, растворяется в ней.

Порой можно услышать мнение, что потребительство провоци¬руется нерешенностью экономических, хозяйственных проблем, связанных с производством и распределением товаров и услуг. Стоит-де эти проблемы решить, как сами собой снимутся острые нравственные, психологические коллизии, возникающие вокруг и по поводу этой болезни роста — потребительства. Отчасти это верно: потребительские страсти в значительной мере подогревают¬ся наличием дефицита на многие виды товаров и услуг. Когда на заработанные деньги нельзя приобрести необходимые вещи и чело¬век оказывается вынужденным большую часть досуга уделять отысканию этих вещей, тогда, естественно, процесс потребления оказывается средоточием всех мыслей, забот, дел. Более того, в та¬ких условиях происходит известная переориентация сознания. Психологи утверждают, что активизированная потребностью пси¬хическая функция затухает далеко не сразу после удовлетворения потребности. По инерции она продолжает находиться в состоянии активности и оказывает порой обратное воздействие на потребно¬сти организма. Так и в потреблении. Купив (достав, отхватив) вожделенный предмет, человек не успокаивается, он испытывает даже некоторое разочарование. В покупке, даже удачной, дости¬гается цель. А между тем, сформировавшаяся установка на поиск, борьбу, то есть на соответствующую активность, по инерции сохра¬няется. Сам по себе поиск оказывается увлекательным, интерес¬ным. Не успокоенная, но только раззадоренная натура вновь рвет¬ся в игру, жаждет для себя дела. Ведь, будучи вовлеченным объек-тивным стечением обстоятельств в потребительскую деятельность и освоившись в ней, человек обнаруживает, что эта деятельность тоже может быть выражением свободы выбора, хотя бы выбора покупки, приобретения. Потребительство, таким образом, высту¬пает своеобразной компенсацией ограниченности возможностей активности человека в общественно полезных видах деятельности.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.