Этическая мысль

Новая вера, подобно Риму во время его основания, принимала в свое лоно спасавшихся бегством, изгнанников и преступников, не спрашивая, откуда они являлись, и не интересуясь их нацио-нальностью, социальным положением и нравственностью. Она объединяла и организовывала их против внешнего мира, который являлся врагом. Но если Бог христиан не знал ни эллина, ни иудея, ни римлянина, если он не различал свободных и рабов, богатых и бедных, добродетельных и порочных, то все-таки он вновь делил людей на две враждебные категории: верующих и неверующих. Те, которые принимали новую веру, крестились и символически вкушали тело Христово, «освящались» и станови-лись «членами Христа», даже если они погрязали в пороках и не избавлялись от них и в церковных общинах. Зато неверующие считались безнадежно погибшими и проклятыми, хотя бы они яв-лялись образцами добродетели. «А вам,— пишет святой Павел,— оскорбляемым, отрадно вместе с нами явление Господа Иисуса с неба с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отомщение непознавшим Бога и непокоряющимся благовествова- нию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся нака-занию вечной погибели от лица Господа и от славы могущества Его». (II Фессал. I, 7—9). Дружбу и братскую любовь, которую проповедовали апостолы и которую современные переводы Библии понимают как благотворительную милосердную любовь, следо¬вало питать только к христианам. Зато неверующий был вра-гом, и по отношению к нему ненависть во веки веков! Не имея воз-можности мстить неверующим на этом свете, «святые» уте¬шались тем, что ласкали свое воображение приятной перспекти¬вой мести, которой сам Иисус поразит врагов веры в загробной жизни.

Новая религия воскресила чувство мести древних времен со всей его свирепостью и со всем его церемониалом. Дикарь и варвар чувствовали себя удовлетворенными лишь после того, как собст¬венными руками мстили врагу. Когда позднее государственная власть отняла у отдельных лиц право мщения, то было установле¬но, чтобы в случае убийства сын или, за отсутствием его, ближай¬ший родственник присутствовал при казни виновного, для того чтобы чувство мести нашло полное удовлетворение. Этот обычай существовал еще в Афинах при Перикле. Согласно воззрениям первых христиан, Иисус должен был лично отомстить неверным, подобно дикарю; а Господь Бог, Его Отец, должен был любоваться зрелищем их мук, ибо они будут вечно терпеть наказания «от лица Господа и от славы могущества Его». Но когда христианство проникло в более цивилизованные слои языческого общества, то и Иисус, и Бог-Отец приобщились к цивилизации: они бросили привычку собственноручного мщения и для собственного облегче¬ния передали обязанности карать неверных своим подчиненным, диаволам. И лишь многими столетиями позже они достигли достаточной степени цивилизации, чтобы не видеть уже удоволь¬ствия в зрелище мук, которые осужденные должны были испыты¬вать в глубинах ада от рук диаволов.

Христианам первых веков понадобилось много напряжения, чтобы их нравы поднялись до уровня языческой морали и чтобы их учение достигло высоты одухотворенной системы софистиче¬ской философии Платона.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.