Этическая мысль

4 Этическая мысль
ПРОБЛЕМА МОРАЛЬНОГО ЗЛА В ИСТОРИИ ДОМАРКСИСТСКОЙ ЭТИКИ

Что такое моральное зло? Является ли оно объективным свой¬ством бытия или субъективным состоянием человека, где оно обитает — в вещах или душе? Зла не существует без добра, и наоборот. Но значит ли это, что зло по статусу и силе соразмерно добру? Эти и многие другие напряженные вопро¬сы занимали философов с древнейших времен.

С момента своего возникновения этика была призвана занять определенную позицию по отношению к одной из вечных проблем нравственности — моральному злу. Ей предстояло выявить и опи¬сать характерные черты зла и его «опознавательные знаки», выяс¬нить причины его появления, развенчать аморализм, показать его отталкивающие качества, вести неустанный поиск путей борьбы со злом, его искоренения. Все эти функции этики сходились, как лучи в фокусе, в одной проблеме: существует ли нечто злое по своей природе, то есть независимо от субъективных, индивидуальных и групповых моральных оценок, или все то, что принято называть злом, оказывается таковым лишь вследствие именно такой оценки данного явления. Развитие и углубление понятия зла в истории этики происходило в противоборстве различных решений данной проблемы.

Вопрос о природе зла органически связан с более общей и фун-даментальной проблемой этики — проблемой сущности морали. Если мораль представляет собою какую-то сущностную сторону бытия, то, очевидно, и зло — не простая видимость или продукт субъективной точки зрения, а нечто, противостоящее бытию, при¬дающее ему ложные, искаженные формы. Если же мораль — толь¬ко фикция, не заключающая в себе никакого объективного значе¬ния, а употребляемая лишь для личного или совместного удобства, то и зло приобретает иллюзорный, необязательный, произвольный характер: вроде пугала, которого может устрашиться лишь тот, кто не знает его действительного смысла.

В истории этики было представлено множество пониманий сущности морали и соответственно зла. Их можно свести к четы¬рем основным типам: этическому абсолютизму, этическому конвен- циализму, имморализму и диалектическому объяснению зла. Всю историю этики допустимо рассматривать как движение от непре- кращающейся борьбы между абсолютизмом и конвенциализмом через временные, но нередкие имморалистические отклонения к диалектическому пониманию зла, преодолевающему крайности и односторонности предшествующих подходов.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.