Этическая мысль

ИЗ «ЛЕКЦИЙ ГІО ЭТИКЕ» (1780—1782 гг.).

О ДВУХ ПРИРОДНЫХ ПОБУЖДЕНИЯХ И СВЯЗАННЫХ С НИМИ ОБЯЗАННОСТЯХ

От природы нам свойственны два побуждения, в соответствии с ко¬торыми мы желаем, чтобы нас любили и уважали. Эти побужде-ния соотносятся, следовательно, с образом мыслей других людей. Какая же из двух склонностей наиболее сильна? — Склонность к уважению. Причина этого двояка. Уважение относится к нашей внутренней ценности, в то время как любовь — только к относи-тельной ценности других людей. Человека уважают потому, что он обладает внутренней ценностью, но любят его за то, что связы-вают с ним получение выгоды и разного рода удовольствий. Мы любим то, что приносит нам выгоду, и уважаем то, что само по себе обладает ценностью. Другая причина желания быть уважае¬мым состоит в том, что уважение дает нам большую уверенность перед другими,,чем любовь. Благодаря уважению мы в большей степени неприкосновенны и защищены от оскорблений. Любовь же может существовать’и при пренебрежении. Любовь основыва¬ется на любви других людей; ведь от них зависит, захотят ли они любить меня, отвергнуть или возненавидеть. Но если я обла¬даю внутренней ценностью, то буду уважаем каждым. В этом слу¬чае речь идет не о чьем-то желании или нежелании.— тот, кто увидит мою внутреннюю ценность, будет также и уважать меня. Если же взять противоположное, то презрение — мучительнее ненависти. Оба, конечно, неприятны. Но когда я являюсь предме¬том ненависти, то меня ненавидит лишь тот или иной определенный человек, и даже тогда, когда меня ожидает много бед от ненави-сти, то все-таки, если другие знают мне цену, я найду в себе до-статочно мужества и средств, чтобы вынести эту ненависть и про-тивостоять ей. Презрение же невыносимо. Предмет презрения — это всегда предмет всеобщего презрения. Оно лишает нас ценно-сти в глазах других и отнимает у нас сознание собственной ценно-сти. Если мы хотим, чтобы нас уважали, то и сами должны питать уважение к другим людям и к человечеству вообще. С другой сто-роны, тот же самый долг нас обязывает доказать свою любовь к человечеству, если мы хотим, чтобы нас любили. Таким образом, мы должны поступать так, как требуем от других, чтобы они посту-пали по отношению к нам. Если глубже проанализировать то ува-жение, которым хотели бы пользоваться у других, то увидим: про-видение (Vorsicht) хочет, чтобы суждение других не было нам безразлично, чтобы мы проявляли непосредственную заинтересо-ванность в том, как нас оценивают другие. Но мы требуем этого от других не из-за стремления извлечь пользу, выгоду или иных наме-рений, потому что в таком случае были бы не честолюбивы , а са-молюбивы и тщеславны. Исходя из этого, купец хочет, чтобы его считали богатым, потому что от этого имеет выгоду. Но явления должны обозначаться не по средствам, а по цели. Так, тот, кто ко-пит деньги с целью затем их эффектно растратить, является не жадным, а тщеславным. Таким образом, и склонность иметь хорошее мнение о себе в глазах других не является следствием стремления к выгоде, а представляет собой непосредственную склонность, направленную лишь на получение почестей; она не имеет своим объектом пользу, и поэтому такого человека нельзя назвать тщеславным, но — честолюбивым. Таким образом, в нас заложена определенная склонность, в соответствии с которой ни-какой человек, даже значительный, не остается равнодушным к суждениям других. При этом один придает этому большее зна-чение, нежели другой. Так, кажется, что дворянину представляется безразличным суждение крестьян или даже бюргеров, а князю — суждения всех его подданных, но при этом каждого интересует суждение ему равных, которое ему не безразлично. Так, князю не безразлично мнение другого князя, но в то же самое время уваже¬ние того, кто подчинен ему, не кажется столь значительным, пото¬му что над ним он имеет власть и его мнение не обладает такой ценностью, как мнение того, над кем он не властен. Но кажется, что в отношениях с равными любовь к чести имеет большое зна¬чение. Так, женщина низкого сословия более стыдится себе равной, чем благородной: со стороны последней она легче перенесет пре¬небрежение, чем от равной себе. Но уважение более высоких особ льстит нам намного больше, чем низких. Тот же, кто неравнодушен к уважению стоящих ниже его, тот ценит человечество вообще. Для такого человека суждение самых низких людей столь же зна¬чимо, как и суждение благородных.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.