Этическая мысль

Актуальность этих творческих поисков Макаренко несомненна. Сегодня проблема общения учителя и ученика, как она склады¬вается в большинстве школ, не может не волновать. Это подтверж¬дают, например, результаты проведенного в Ленинграде исследо¬вания, которые нашли отражение в многосерийной телепередаче «Контрольная для взрослых». Не случайно, видимо, и школу, и учителей участники этой передачи — дети определили понятием «равнодушные».

Разумеется, речь не идет о том, чтобы механически переносить систему Макаренко, сложившуюся в его колонии в другие времена, на сегодняшнюю школу, а тем более на отношения во взрослом коллективе. Но одно ясно: демократизация школьного, как и в целом общественного управления, при правильном ее проведении будет способствовать созданию коллектива, скажется положитель¬но как на взрослых, так и на детях.

Один из авторов писем в «Правду», писатель А. Маркуша, высказал предложение, которое, по его собственным словам, может показаться парадоксальным. Он предлагает, хотя бы раз в полуго¬дие, разрешить старшеклассникам оценивать своих воспитателей по пятибалльной системе. Это предложение не могло не вызвать споры. Но кого мы хотим воспитать? Бессловесных исполнителей, послушных подчиненных? Нет. Тогда автор прав: «Если же мы хотим видеть наших детей людьми творческими, деятельными, ответственными за жизнь, тогда предлагаемое нововведение никак не во вред» ‘.

Интересно, что в колонии им. М. Горького общее управление в течение дня принадлежало дежурным по колонии — одному воспитателю и одному воспитаннику. Пара эта была постоянная и подбиралась по взаимной симпатии. Свободные в этот день от де¬журства по колонии другие учителя либо принимали участие в работе одного из отрядов, либо в вечерние часы участвовали в клубной работе. При этом они не должны были давать какие-либо распоряжения общего порядка, а наравне с воспитанниками обя¬заны были подчиняться одной для всех дисциплине, выполнять указания дежурных по колонии — как учителя, так и воспитан¬ника. Все документы по учету дневного прихода колонии (денеж¬ного, материального, продуктового) скреплялись подписью одного из дежурных (учителя или воспитанника). Что касается роли и авторитета воспитателя, то они, по мнению Макаренко, должны вытекать не из формальных прав, которые ему даются, а опреде¬ляются его эрудицией, профессиональной подготовкой, его тактом.

Идею единого детского и педагогического коллектива Макарен¬ко проводил последовательно, с особой настойчивостью. И всю си¬лу своего таланта, всю преданность детям Макаренко отдал делу создания именно такого коллектива. В свете опыта Макаренко становится понятным, почему так живо обсуждается в наше время предложение, внесенное на XX съезде комсомола: объе¬динить учительскую и ученическую комсомольскую организации.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.