Этическая мысль

В мире ценностей ум сам по себе, оторванный от других моти¬вов поведения,— плохой, ненадежный путеводитель. Неограничен¬ный в своих возможностях, он может легко деградировать в из-воротливость, цинизм, перейти черту, за которой начинается мерт¬вая зона. Поэтому жизнь человека и общества устроена гак, что ум подчиняется воле, действует в рамках и во имя целей, которые задаются интересами (страстями) субъекта. В случаях же, когда интересы не очевидны, выгоды проблематичны, когда речь идет о высших целях, которые нельзя жестко привязать ни к какому кон-кретному интересу, ни к какой отдельной выгоде, ум должен под-чиняться совести, действовать в рамках норм добра и человеч¬ности. Новое мышление как раз и слагается из сочетания взвешен¬ности и проницательности целей деятельности с их нравственной оправданностью, соединения ума с совестью. Рассчитывающие,

измерительные способности рассудка в нем дополняются, направ¬ляются и корректируются человечностью замыслов. Новое мышле¬ние означает, таким образом, глубокую мировоззренческую пере¬стройку, формирование новой этики.

В основе этой этики лежит практическое осознание той истины, что среди привилегий и ценностей человека самой важной является право на жизнь. Такая постановка вопроса на первый взгляд про¬тиворечит европейской этической традиции и выглядит как дегра¬дация моральных критериев. В самом деле, европейская этика на¬чинается с проведения границы между обществом и природой, с тезиса софистов о коренном отличии установлений культуры от законов природы, с мысли о том, что ценностное содержание жизни выше самого факта жизни.

Приговоренный к смерти Сократ, которому друзья предлагают побег, что сохранило бы ему жизнь, хотя и лишило возможности заниматься любимым делом, отвергает эту возможность и говорит: «…всего более нужно ценить не жизнь, как таковую, но жизнь хоро¬шую…» По мнению Сократа, который уже две с половиной ты¬сячи лет считается учителем нравственности, нельзя ставить «ни¬чего выше справедливости — ни детей, ни жизнь, ни что-либо еще…» . С точки зрения стоиков, жизнь и здоровье представляют собой относительные ценности, в то время как добро и справедли¬вость суть ценности абсолютные. По сути дела, так рассуждали почти все европейские моралисты. Даже сторонники натуралисти¬ческой этики, утверждавшие культ удовольствий, личного интереса и другие естественные потребности, в итоге приходили к выводу, что социальные ценности выше витальных.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.