Этическая мысль

Т. Е. АБУЛАДЗЕ

Эти вопросы находятся в кругу моих интересов. Хочу ответить по-крестьянски: «Никогда не говорите «да», если сердце говорит «нет». Для меня — это самый главный принцип. Быть честным — говорить правду всегда, не лгать. Мое нравственное и художест¬венное кредо осталось тем же, что и двадцать лет назад, когда я снимал «Мольбу»: говорить правду, одну правду. В этом смысле мне и не надо было перестраиваться.

У каждого настоящего художника есть своя выстраданная тема. Видимо, есть она и у меня. Сказать «добро и зло», значит, ничего не сказать — это слишком общо. Тема, а точнее, мотив без вйны виноватых меня очень волнует. Все мои фильмы объеди¬нены этим мотивом. В первом из них — «Мольбе» — на почве межрелигиозной вражды мусульмане убивают, прямо как свинью режут, ни в чем не повинного христианина. Во второй картине — «Древе желания» — невинная, удивительно чистая, честная, по¬рядочная девушка Марита становится жертвой тупости села. В третьей картине — «Покаянии» — безвинно уходят из жизни уже не единицы. В этот трагический, фантасмагорический, аб¬сурдный период нашей жизни, нашей истории гибли тысячи, де¬сятки тысяч людей.

Проведенные в Ленинграде социологические исследования восприятия и понимания «Покаяния» показали: в образе Варлама часть молодежи увидела Брежнева. Это странно. Но, видимо, молодое поколение сумело разглядеть общие для времен Берия и Брежнева черты авторитарного стиля управления. Доля истины в этом все-таки есть. Тема тоталитарно-репрессивного, автори¬тарного режима также сквозная во всех моих фильмах. В «Моль¬бе» его воплощением является сельский старейшина, и сельский староста в «Древе желания» борется за тоталитарный порядок, который убивает личность и убивает жизнь.

О каком достоинстве можно говорить, когда людьми владел страх. Я прекрасно помню, что, когда арестовали моего соседа, его родственник сказал, что знал о скором аресте, но не нашел в себе сил предупредить его. А таких случаев было много. Кто же был повинен в этом? Л. Аннинский в статье о «Покаянии» спра-шивает: «Дело в тиране или народе?» И обвиняет народ. Не знаю, с высокой позиции это и верно, но, с другой стороны, тяжелая судьба фильма — а ему угрожало сожжение, полное уничтоже¬ние — заставляет задуматься и о роли отдельной личности, о значении социально-нравственной позиции власть имущего, ру¬ководителя. Именно нацеленность одних на достижение внекуль- турных целей даже за счет уничтожения произведений искусства и социально-нравственная стойкость других — те вполне персо¬нифицированные силы, от которых зависела судьба фильма, а нередко зависят и судьбы людей.

Меня волнует утрата большими группами рабочих, крестьян и интеллигенции нашего общества их качественно определенного социального лица. Такое обезличивание, на мой взгляд, чрезвы¬чайно опасно. Оно породило трагедию. Страшный антигерой Варлам философствует: «На нас возложена великая миссия! Мы должны просветить народ, поменять его культурный уровень». Он поучает интеллигенцию, и он же ее обезглавливает. Или, как образно выразил эту мысль Б. Васильев, когда бульдозерами разрушают настоящие церкви, храм из области духовной пере¬мещается в область пищеварения. И в кинофильме дочь погиб¬шего художника вдохновенно и виртуозно творит кремовые храмы.

Кстати, и образ этой женщины, и вообще все эпизоды «Пока-яния» взяты из жизни, основаны на действительных фактах, со-бытиях. И чем дальше мы шли по пути художественного обобще¬ния, уходили от конкретной трагичности жизни, тем все более к ней приближались.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.