Этическая мысль

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ДРЕВНЕМ ЯЗЫЧЕСКОМ МИРЕ

Не христианство впервые дало миру идею благотворительности, да в этом и не было нужды: в городах древнего мира, за несколько столетий до н. э.„ благотворительность достигла пышного расцве¬та и практиковалась с таким милосердием и великодушной щед¬ростью, о которой христиане никогда и представления не имели. Потребовалась вся неискренняя партийность отцов церкви и по¬добных им авторов, за которыми рабски следовали христианские историки и моралисты из мирян, чтобы утверждать, будто благо¬творительность возникла лишь в момент возникновения христиан¬ства. Если даже предположить, что отцы церкви обладали ничтож¬ным знакомством с греческой и римской жизнью, то все же нельзя допустить, чтобы им был неизвестен обычай богачей в Афинах, Риме и других городах Греции и Италии раздавать бедным пищу у дверей своего дома в определенные дни, а иногда даже ежедневно . Существование благотворительности у языч¬ников невозможно отрицать: оно засвидетельствовано даже в «Деяниях апостолов». Вдова Табифа и военачальник Корнелий, о которых повествуют главы IX и X «Деяний апостолов», не до: ждались перехода в христианскую веру, чтобы заниматься благо¬творительностью. Наоборот, именно вследствие их выдающейся щедрости при раздаче милостыни апостол Петр инсценировал свои чудеса, чтобы с помощью последних подчинить своей власти их ум и волю, с целью вполне свободного и неограниченного распоряжения их имуществом.

В древнем обществе бедным оказывали поддержку не только из сострадания, и не такую жалкую, как это делается в современ-ном христианском обществе: Тит Ливий сообщает (во II книге своей Истории Рима), что бедные граждане Рима имели право жить за счет казны, причем нельзя было обязать их исполнять artes sordidae, т. е. «грязные низкие работы и ремесла», как назы-вали в древности свободные граждане все работы, предоставлен-ные рабам и чужестранцам. Поэтому бедные, но свободные граж-дане должны были дойти до крайней нужды, чтобы согласиться наниматься рабочими в мастерские, которые государство было вынуждено устроить для их поддержки, как это было, например, в Афинах. До такого унижения они опускались лишь в последние столетия до н. э., в эпоху разрушения патриархального семейного и общественного строя товарным производством, когда возникал новый класс — класс денежных людей. Поддержка бедных явля-лась одной из беспрестанных и важнейших забот начальников греческих городов. Они часто устраивали раздачу бедным припа-сов и даже денег. И эта заботливость доходила до того, что Пе-рикл, например, раздавал деньги нуждающимся гражданам на по-сещение театров и народных собраний, где разбирались частные процессы и государственные дела. Число бедных, получавших вознаграждение за такие чисто формальные посещения собраний ради приличия, простиралось в Афинах свыше 6000, т. е. более половины взрослого населения, обладавшего политическими пра-вами. По уверениям Аристотеля, это был обычай, общий всем демократическим городам-государствам. Афинский демагог Клеон повысил это вознаграждение, установленное Периклом в размере 2 оболов, до 3 оболов: этой суммой в то время можно было удовлетворить важнейшие жизненные потребности .

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.