Этическая мысль

ЦЕННОСТИ СЕМЬИ И РОМАНТИЧЕСКИЙ КУЛЬТ «СТРАСТИ»

Что скрывается за романтическим культом «страсти» — сво¬бода от оков ханженства? Нет! Здесь уместней говорить об отсутствии нравственной воли. В жизни и литературе страсть ныне чаще именуется «сексом», влюбленные — партнерами. Необязательность в отношениях между мужчиной и женщи¬ной стала делом настолько обычным, что находит даже своих литературных адвокатов. Не свидетельство ли это духовной деградации личности? Несомненно! Мораль не может быть делом моды, а семейные ценности — предметом торга, платой за удовольствия!

Читатель, видимо, уже догадался по названию статьи, что в ней будут сопоставлены два ряда так или иначе, позитивно или нега-тивно сопрягаемых ценностей — ценность семьи, издавна почитае¬мая как одна из высших этических ценностей, и утверждаемая ис¬кусством, прежде всего литературой, любовная «страсть» как наи¬высшая ценность романтической эстетики (соответственно и ро¬мантической этики). Причем нас будет интересовать не историче¬ский, а современный аспект означенной проблемы. Иными словами, мы попытаемся осмыслить, чем стала романтическая «страсть», чем обернулась она в наше время, на исходе XX века. Именно се¬годняшнее состояние «страсти», какой она предстает у ее нынеш¬них певцов и защитников, мы попытаемся привести в теоретически артикулируемую связь с современным состоянием семейных цен¬ностей как в самой жизни, так и в ее литературных (включая ли¬тературно-критические) отражениях. Теоретически осмыслить эту связь представляется тем более важным, что не только в нашей литературе, но и в литературной критике (от которой следовало бы ожидать гораздо большей раздумчивости) эти явления фигури¬руют подчас как принадлежащие совершенно различным, не со¬прикасающимся друг с другом «мирам».
Некоторые из известных наших критиков, подключенных к си¬стеме массовых коммуникаций, по-прежнему продолжают пускать под откос поезда семейных ценностей, защищая от них ценность «страсти», взятой во всей ее позднеромантической идеологизиро- ванности. При этом они полностью игнорируют вопрос о том, при¬крытием какой реальности становился романтический культ «стра¬сти» на протяжении XX столетия. Читая их статьи и слушая их вы¬ступления по радио и телевидению, можно подумать, что в опасно¬сти сегодня именно «страсть» (хотя едва ли когда-нибудь в исто¬рии она пользовалась таким массовым благорасположением, как в наше время), а не семья (хотя никогда еще, исключая разве что мифические времена никогда не существовавшего «первобытно¬го промискуитета», не встречала она столь широкой — и легко¬мысленно-бездумной — оппозиции).

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.