Этическая мысль

Сегодня, когда партия, весь наш народ уделяют особое вни-мание повышению общественного статуса детских домов и интер¬натов, улучшению положения в них, особенно актуально звучат эти слова Макаренко. У наших сегодняшних детдомовцев нет эле¬ментарных навыков обращения с деньгами. Они даже билета в кино никогда не покупали или в школьном буфете пирожок. В ян¬варе 1985 г. в Политбюро ЦК КПСС были намечены меры по улуч¬шению воспитания, обучения и материального обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребен¬ка, детских домах и школах-интернатах. Задачу активно спо¬собствовать коренному улучшению состояния дел в детских домах и школах-интернатах ставит перед собой и возникшая в 1987 г. новая общественная организация — Детский фонд им. В. И. Ле¬нина.

Особый интерес вызывает тот факт, что, идя от жизни, а не от умозрительных схем, Мак’аренко ввел уже в те годы в своей ком¬муне полный хозрасчет, который, как он подчеркивает, пришел туда просто и почти без усилий. Более того, через некоторое время полный хозрасчет уже не казался большой победой, а принимался как естественное состояние, ибо результаты его были для каждого совершенно очевидны. Хозрасчет явился тем механизмом, кото¬рый сплачивал коллектив общим интересом и ответственностью за его реализацию.

Каждое лето колонисты отправлялись в путешествие. Они мог¬ли позволить себе, например, на заработанные деньги зафрахто¬вать пароход. Недавно газета «Московский комсомолец» открыла рубрику «Работа ищет студента», ибо потребность в кадрах еще велика. Московский городской штаб студенческих отрядов при¬глашает на работу в системе народного хозяйства в свободное от учебы время на условиях неполной рабочей недели и неполного рабочего дня. Но попробуйте найти работу для школьника-стар- шеклассника! Вопрос о том, что школьники должны получить воз¬можность самим заработать на путешествия, музыкальные инстру¬менты для оркестра и на многое другое, поднимался неоднократно.

Казалось, что с введением производительного труда в школах в связи со школьной реформой появится такая возможность. Но увы, организация труда, которая практикуется в большинстве школ, выполняет’ скорее антивоспитательную функцию.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их об-щественно полезного, производительного труда» и в разъяснении к нему Госкомтруда и ВЦСПС (Сборник приказов и инструкция МП РСФСР № 1 за 1987 г.) прямо говорится о праве школьников работать за деньги, но получить им такую работу практически не¬возможно. Причина, оказывается, очень простая — «как бы чего не вышло». В этих инструкциях дан только примерный перечень работ, к которым допускаются учащиеся. Многие виды работ, по¬сильные детям, в этот перечень не включены. Значит, кому-то надо взять ответственность на себя, допуская к ним школьника. Конеч¬но, иногда трудно предвидеть возможный детский травматизм. Но какие травмы могут быть, когда, скажем, ребята моют полы, расчищают улицы от снега и т. гь?

К уже упоминавшемуся письму Анатолия Маркуши в «Правду» «Порядки тоже стареют» редакция дала такой подзаголовок: «Мне¬ние родителя — принять или отвергнуть?» 1 «Общественный труд ребят…— пишет автор,— следовало бы сделать прежде всего по¬лезным для родной школы. А то я всю осень наблюдал, как при¬ходил в назначенное место, скажем, 5 «а» класс и гонял опавшие листья с левого края тротуара на правый, а потом явился на то место 6 «б» и те же листья мел справа налево». Родитель не выдер¬жал, позвонил в районо и сказал, что нельзя считать ребят за дура¬ков: они отлично соображают, сколько в их труде пользы, а сколько напраслины. Что же ему ответили в районо? «Наши дети не долж¬ны гнушаться никакого труда!»

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.