Этическая мысль

Как известно, непомерное возвеличение даже неординарной, выдающейся личности чревато обеднением, обесценением, прини¬жением человеческого достоинства тех, кто ее культ создает. А это несовместимо с нашей коммунистической моралью, которая «воз¬вышает человека труда, проникнута глубоким уважением к нему, нетерпима к посягательствам на его достоинство» .

Достоинство людей нужно охранять и поддерживать. Этой цели и служит этикет повседневного общения, сложившийся в социалис¬тическом обществе. Его соблюдение в быту, на работе, при массо¬вых контактах — одно из условий сохранения и повышения до¬стоинства и самоценности каждого человека. Между тем еще не¬редко случается, что к человеку у нас относятся если не с пре¬небрежением, то во всяком случае с равнодушием.

Искусственному и показному характеру феодального этикета и буржуазному коммерциализму социалистическая этикетная куль¬тура призвана противопоставить подлинный гуманизм межлич¬ностных отношений. В чем же он заключается?

«Чем более цивилизованны люди, тем больше они актеры; они внешне выказывают симпатию, уважение к другим, скромность, бескорыстие, хотя этим никого не обманывают… Женщина вряд ли будет довольна, если мужчины перестанут отдавать должное ее прелестям. Но целомудренность (pudicitia) — самопринуждение, скрывающее страсть,— все же как иллюзия очень полезна, дабы сохранить между тем и другим полом известное расстояние, не¬обходимое для того, чтобы не сделать один пол простым орудием наслаждения другого» — так писал И. Кант. Он, может быть, несколько упростил нравственную функцию этикета, но точно ука¬зал на его дисциплинирующее, социализирующее значение. Там, где исчезает культурная, конвенциональная форма, способствую¬щая проявлению того, что человек относится к другому как к чело¬веку, остается только грубая стихия физических столкновений и взаимное излияние случайных настроений и чувств, угнетающих общее самочувствие и препятствующее взаимопониманию. Уваже¬ние — это не настроение, не чувство, а дисциплина поведения, умение считаться со значимостью других, долг и обязанность признать эту значимость. И поэтому прав был писатель В. Кан¬торович, когда одним из первых страстно выступил в защиту веж¬ливости. «…Ревнители искренности, по существу, выступают про¬тив вежливости как общей нормы поведения. Мастер, «снимаю¬щий стружку» с рабочего, может быть вполне искренне возмущен допущенной ошибкой. А уж в искренности заслуженной склочни-цы на коммунальной кухне никак нельзя сомневаться — она не-навидит всех! Значит, искренность не всегда и не во всех случаях критерий поведения общественного человека»1.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.