Этическая мысль

Однако ввиду динамичности процессов нравственной жизни общества существует возможность кренов — то в направлении недооценки общечеловеческих начал (опыт социалистических стран непреложно свидетельствует о том, что сектантские, анар¬хические, босяцкие и прочие «левацкие» тенденции не только не угасают полностью в первые послереволюционные годы, но и в ряде случаев могут набирать силу), то в противоположном направ¬лении, когда провоцируются представления о «самоликвидации» морали рабочего класса, утверждений некой «вечной универ¬сальной морали», сплошь сотканной из прописей одних только «мо¬ральных абсолютов». Как в том, так и в другом случае (и это опять-таки подсказывает обобщение опыта социалистического строительства ряда стран) данная проблема оказывается напря¬мую сопряженной с процессом взаимосцепления интернациональ¬ного и национального в морали, с усилением интернационального содержания морали всех наций и народностей социалистического мира. Этот процесс можно представить в качестве частного случая проявления диалектики единства и многообразия общественной нравственности.

В данной диалектике, впрочем, тоже возникали деформации. Прежде всего тогда, когда под видом поощрения разнообразия моделей социализма, всего ландшафта духовной жизни общества поддержка оказывалась различным формам национализма, парти¬куляризма и регионализма. Но перекосы возникали и тогда, когда в той или иной стране абсолютизировалась стихийность «зряш¬ного отрицания» в ходе формирования новой общественной нрав¬ственности или же когда соображения морального порядка сме¬щались на периферию внимания при решении первоочередных практических хозяйственных и организационных задач (мол, до морали ли!), когда имел место ненамеренный (или же системати¬чески налаживаемый — такое тоже имело место) отказ от того, что В. И. Ленин называл накоплением идейно-нравственных пред¬посылок социализма от целенаправленной выработки ценностей социалистического образа жизни.

В свою очередь все это напрямую связано с традициями, «мо¬ральным наследием» каждой страны, избравшей путь социализма, неотделимо от способов соединения накопленного за столетия нравственного опыта народа с вновь обретаемым очень нелегким и, как правило, неоднозначным жизненным опытом. Духовно-нрав¬ственное развитие страны в огромной степени зависит от характера сложившихся до революции нравов, укорененности в них гума¬нистических, демократических ценностей (или же, напротив, част-нособственнической, потребительской или нигилистическо-бунтар- ской психологии, казарменной «морали», националистическою духа и т. п.).

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.