Этическая мысль

Выявив разнородность элементов, составляющих духовную культуру общества, относительность добра и зла, их несовпаде-ние у разных народов, конвенциалисты не смогли дать этим фактам убедительного объяснения. Главная же слабость этического кон- венциализма — в неспособности выявить общечеловеческое содер¬жание морали, то начало в ней, которое сохраняется в разные исторические эпохи у разных народов. В анализе морального зла сторонники этого подхода тяготеют к сопоставлению того, что у тех или иных народов считается аморальным. Как правило, отождест¬вление моральных оценок с конвенциями оборачивалось реляти-визацией морали. А нравственный релятивизм опасен тем, что может вести не только к конформизму и терпимости, характерным для скептиков, но и к откровенному имморализму, уравнивающему добро и зло в их значении для человека. Представляя собой явную апологию зла, имморализм не может считаться этической доктри¬ной в собственном смысле слова, поскольку одна из сущностных функций этики как раз обратное — развенчание зла. Тем не менее появление такого умонастроения было обусловлено логикой разви¬тия нравов в классово-антагонистическом обществе и оказало определенное воздействие на углубление этической мысли. Дис¬кредитируя мораль вообще, имморализм помогал уяснить огра¬ниченность наличных систем морали. Имморалистические идеи имели место в концепциях младших софистов (Калликл, Фра- зимах, Пол), в гедонизме киренаиков (Аристипп), у Макиавел¬ли, у французского писателя де Сада и других. Но пышным цветом имморализм расцвел в некоторых течениях современ¬ной буржуазной философии и в так называемой «массовой куль¬туре».

Имморализм объявляет нравственные требования не просто от¬носительными и субъективными, но противоречащими природе ве¬щей. Мораль вообще в таком мировоззрении оказывается искус¬ной выдумкой одних для одурачивания и обуздания других. Так, согласно софисту Калликлу, законы, определяющие, что есть добро и зло, устанавливаются большинством слабосильных и трусливых людей для того, чтобы держать в повиновении людей сильных и мужественных. «…Если появится человек, достаточно одаренный природою, чтобы разбить и стряхнуть с себя все оковы, я уверен: он освободится, он втопчет в грязь наши писания, и волшебство, и чародейство, и все противные природе законы, и, воспрянув, явится перед нами владыкою, бывший наш раб,— вот тогда-то и просияет справедливость природы!»1 Все разновидности ге-донизма — от наивного и откровенного у Аристиппа до патоло-гически извращенного у де Сада — призывали к предпочте¬нию чувственных побуждений и страстей нравственным обязанно-стям. Зов природы, данный нам в чувстве удовольствия и страда¬ния, считали сторонники этого подхода, ведет человека по вер¬ному пути к счастью, наперекор фальшивым моральным запре¬там. Страсти, как заверяет де Сад, «суть не что иное, как средст¬ва, употребляемые природой, дабы человек мог осуществить то, для чего ею предназначен…». И потому всякая страсть имеет право на удовлетворение, вплоть до намеренного мучи¬тельства.

Имморалистическая доктрина в целом направлена против гу-манистической функции морали. Она дискредитирует ее требова¬ния и запреты двояко: либо через такое извращенное толкование диалектики добра и зла, по которому зло оказывается главным жизнеутверждающим фактором, либо через обоснование неустра- нимости и необоримости зла, невозможности установления спра¬ведливых и гуманных отношений между людьми. Имморализм — это своеобразный культурный парадокс, основанный отчасти на недоразумениях, отчасти на сознательных фальсификациях. При¬зывая к совершенному раскрепощению личности, он ведет к ее полной дегуманизации. В морали он видит лишь средство ограни¬чения и подавления, игнорируя ее важнейшую задачу утверждать человеческое в человеке. В действительности возвышение личности идет не через высвобождение ее животных основ, а через формиро¬вание качественно новых чувств, стремлений, идеалов в труде и об¬щении. Притязания имморализма на снятие шор общественного мнения оборачиваются еще более варварской ограниченностью — ограниченностью примитивного индивидуализма.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.