Этическая мысль

И это закономерно, ибо ответственность всегда мобилизует. Данный тезис подтверждается опросом, проведенным группой со¬циологов Института социологии Украины среди участников ликви¬дации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, относительно удовлетворенности различными сторонами их работы. И если по таким пунктам, как организация труда, материальное снабжение, материальное стимулирование и т. п., удовлетворенность оказа¬лась ниже, чем на обычном производстве, то «по двум пунктам удовлетворенность была очень высокая: ответственностью и важ¬ностью этой работы для общества и тем, что именно они, а не дру¬гие выполняют эту опасную для здоровья работу» .

Итак, Макаренко показал, что воспитание социально ответ-ственной личности связано с включением ее в отношения ответ-ственной зависимости, которые осуществляются в рамках того или иного коллектива. Ответственный человек формируется, следова¬тельно, в процессе сознательного приобщения к жизни и деятель¬ности социалистического общества через свой коллектив. Или можно сказать иначе: для воспитания социально ответственной личности необходимо создание коллектива, в котором сознательно и целенаправленно формируются отношения ответственной зави¬симости на основе четкого фиксирования обязанностей, гласности при решении всех вопросов, коллегиальности, приобщения каж¬дого к руководству, установления наглядного конкретного единст¬ва интересов коллектива и личности, коллектива и всей страны. Включение индивида в эту систему ответственных зависимостей является определяющим условием формирования социально от¬ветственной личности.

Второй момент, имеющий принципиальное значение для теории социальной ответственности А. С. Макаренко, заключается в том, что ответственные отношения реализуются не автоматически, а лишь в результате их осознания. Следовательно, необходимо сде¬лать эти отношения непосредственно очевидными и существенно важными для каждого человека, сформировать субъекта ответ¬ственных связей и отношений, действующего свободно, ибо «чело¬век только в том случае несет полную ответственность за свои поступки, если он совершил их, обладая полной свободой воли…»

Конечно, прямо переносить опыт воспитания ответственности в детском коллективе на коллектив производственный, научный и т. п. вряд ли правомерно. Но, думается, такие принципиальные моменты, как формирование целеустремленного коллектива, само¬управление, постоянная смена подчинения и руководства и т. п., имеют огромное значение и для складывания социально ответст¬венных бригад, цехов, заводов, колхозов и совхозов, студенческих, научных и других социалистических коллективов.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.