Этическая мысль

Постепенно половая любовь стала как бы замещать в общест¬венном сознании все остальные проявления Любви — любовь родителей к детям, детей — к родителям, братскую и сестринскую любовь и т. д. Завершению этого процесса способствовало рас¬пространение на Западе психоаналитического учения австрийского психиатра 3. Фрейда, увидевшего во всех без исключения прояв¬лениях любви один и тот же сексуальный источник. Под влиянием идей Фрейда «страсть» стала отождествляться с сексуальным влечением (знаменитое фрейдовское «либидо»), превратившись из спутницы любви (к тому же лишь в одной ее разновидности и главным образом на одном, начальном, ее этапе) в ее самое су-щественное, если не единственное, содержательное определение.

Во всяком случае именно так произошло в рамках романтиче- ской литературной традиции, возводящей себя к ренессансным началам. «Страсть» оказалась здесь настолько всепоглощающей, что она поглотила и саму Любовь, сохранив от нее (и присвоив себе) одно лишь имя. И постепенно дело дошло до того, что каж¬дый, кто захотел бы утверждать нетождественность Любви и «страсти», несводимость первой ко второй, рискует оказаться об¬виненным как защитник «бесстрастной» любви, если не заклятый враг любви как таковой.

А между тем вопрос вовсе не в том, возможна ли «бесстраст-ная» любовь. Как и всякое чувство, сопряженное с влечением, любовь не может быть «бесстрастной» уже по определению. Во-прос в другом: какова природа Любви, объединяющей все ее специфические проявления, включая и супружескую любовь? Может ли она быть сведена к слепой (а стало быть, и безличной) «страсти»?

«Половая жизнь» животных, равно как и безлюбый «секс» людей (о котором так много можно узнать из прозы «сорокалет-них»), со всей убедительностью свидетельствуют, что сексуальная «страсть» и любовь — вещи нетождественные (даже когда речь идет о чисто половой разновидности любви, в отличие от всех иных ее разновидностей ‘). Как это ни парадоксально, но именно для того, чтобы возвыситься до любови , слепая и безличная сексу¬альная «страсть» должна превратиться в свою противополож¬ность — стать зрячей и избирательно-личностной. Пока же этого нет, «страсть» — слепое буйство в человеческой душе безличного фрейдовского «Оно» — остается, быть может, и необходимым, однако недостаточным условием даже для половой любви.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.