Этическая мысль

ЭТИКЕТ В СОСЛОВНОМ ОБЩЕСТВЕ

Итак, только в условиях, где возникает возможность и опасность порабощения, овеществления человека, и возникает потребность в этикете, способствующем поддержанию самозначимости свобод¬ного человека. Свободный не должен быть использован как живот¬ное, как вещь. С ним нужно считаться как с самоценным сущест¬вом; каждый в нем должен признавать человека, у которого есть свои собственные потребности и интересы.

Требование не превращать человека в простую вещь придало этикету нравственное содержание, которое воплощалось преиму¬щественно в контактах людей, имеющих одинаковый социальный статус. В межсословных контактах, подчеркивая различные ранги значимости свободных людей, этикет поддерживает расслоение общества и тем самым приобретает политическое содержание, даже становится орудием политической власти. Для последней этикет — не просто проявление признания иерархии значимостей различных слоев общества, а та обязательная форма, при помощи которой контролируется, как общество принимает установленные привилегии, ранги, титулы, звания и т. д.

Чтобы использовать этикет как средство поддержания рас-слоения общества, нужно, чтобы каждый слой имел внешний от-личительный признак. К таким признакам относятся используемые богатства (дворцы, экипажи, количество слуг, широта земель, нарядность одежды), а также утверждаемые и присваиваемые го¬сударственной властью особые знаки отличия (титулы, служеб¬ные ранги, гербы, ордена, установленные формы и материалы одежды). Все -эти-почетные знаки являются свидетельством об¬щественного веса человека и обязывают оказывать ему соответ¬ствующую степень уважения.

Предоставлением различных привилегий, распределением зе¬мель и должностей (то есть повышением реальной силы и общест¬венного влияния), присвоением титулов и званий (то есть симво¬лическим утверждением значимости) правители классово-со¬словных государств официально устанавливали, какой степенью уважения могут пользоваться различные общественные слои. А те, кто имели привилегии быть уважаемыми, разумеется, защищали свои права и поддерживали соответствующий порядок. Считая, что только на основе четкого разграничения между правителем и подданными, между верхами и низами можно легко управлять страной, упомянутый выше Гуань Чжун требовал установить гра¬дации людей по рангам: градацию сановников — в соответствии с их заслугами, чиновников — в соответствии с их поведением, простого народа — в соответствии с прилежанием в труде С ран¬гом и размерами вознаграждений он связывал и потребление бо¬гатств (размеры дворцов и жилищ, количество полей, рабов и ско¬та, колесниц и домашней утвари), различия в одежде и в головных уборах. «Как бы мудр и благороден ни был человек, он не осме¬ливается носить одежду, не соответствующую его рангу; как бы ни был он богат, он не решается воспользоваться благами, не пре-дусмотренными его вознаграждением…» Необходимость дейст¬вовать в соответствии со своим положением, по мнению Гуань Чжуна, и обуславливает выработку правил этикета.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.