Этическая мысль

Как известно, сегодня особую актуальность приобрел вопрос об использовании посильного детского труда за определенную плату. Когда читаешь письма об этом, получаемые нашей прессой, то встают перед глазами образы тех, кого Макаренко с иронией и гневом называл «олимпийцами», кто мешал формированию у де¬тей серьезного отношения к труду и деньгам. Макаренко говорит о них в «Педагогической поэме», но в рукописных материалах оцен¬ка их позиции звучит еще резче. «Как только дело доходило до самого незначительного количества рублей, которые можно было выдать воспитанникам либо в виде зарплаты, либо в виде карман¬ных денег, пропорциональных производительности труда, на Олим¬пе подымался настоящий скандал. Эти небесные существа были глубоко убеждены, что деньги от дьявола, одно только представ¬ление о детской колонии, в которой дети получают и тратят деньги, доводило их до самых глубоких обмороков… Дети должны были воспитываться в глубоком отвращении к сребролюбию, вообще в своих поступках они должны руководиться исключительно альтру¬истическими побуждениями. Что я мог поделать с этим ханжест¬вом?»

В «Педагогической поэме» Макаренко не без юмора противопо¬ставляет подобным рассуждениям «небесных существ» реалисти¬ческие суждения хозяйственного работника коммуны, человека «отнюдь не педагогического типа»: «Мы же должны воспитывать, я надеюсь, умных людей. Какой же он будет умный человек, если он работает без зарплаты!» А когда оппоненты ссылались на то, что работать можно за идею, он им отвечал: «Когда человек по¬лучает жалованье, то у него появляется столько идей, что их неку¬да девать. А когда у него нет денег, так у него одна идея: у кого бы занять? Это же факт» .

А. С. Макаренко хорошо понимал, что не только в жизни, но и в воспитательном процессе зарплата — очень важное дело. «На
получаемой зарплате воспитанник вырабатывает умение координи¬ровать личные и общественные интересы, попадает в сложнейшее море советского промфинплана, хозрасчета и рентабельности, изу¬чает всю систему советского заводского хозяйства и принципиаль¬но становится на позиции, общие со всяким другим рабочим. Нако¬нец, приучается просто ценить заработок и уже не выходит из дет¬ского дома в образе беспризорной институтки, не умеющей жить, а обладающей только «идеалами»1.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.