Этическая мысль

Поэтому-то В. И. Ленин ставит знак равенства между воспи-танием коммунистов и воспитанием коммунистической морали. Его мысль: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и уче¬ния современной молодежи было воспитанием в ней коммунисти¬ческой морали» (с. 309) — означает, что нравственное воспитание не сводится к сумме мероприятий и вообще не локализуется в виде особого изолированного процесса, а осуществляется на всем про¬странстве социальной практики, внутренне вписано во все виды общественной деятельности (для молодежи такими видами как раз и является образование, учение и воспитание). Эта мысль имеет вместе с тем и другой, еще более важный аспект: образование, обучение и воспитание только тогда приобретают смысл, соответ-ствующий духу коммунистической формации, когда они ориенти¬рованы на воспитание личности — не на то, чтобы подгонять че¬ловека под какой-то заранее известный шаблон, нагружать его па¬мять мертвыми знаниями, формировать в нем приемы ориентации в социальной иерархии и т. д., а на то, чтобы развить его творче¬ские потенции, самостоятельность, пробудить в нем активного субъекта исторического действия, превратить во всеторонне раз¬витую личность. Для воспроизводства общественных отношений классового общества требовались люди послушные, однобокие, эгоистичные, запрограммированные, поэтому образование, обуче¬ние и воспитание были направлены на то, чтобы напичкать их определенными знаниями, навыками, нормами, эстетическими стандартами и иными управленческими системами. В старых школах поэтому «не столько воспитывали, сколько натаскивали» (с. 303), вбивали в головы воспитуемых классовые предрассудки, «превращали молодое поколение в подогнанных под общий ран¬жир чиновников» (с. 303).

Новая коммунистическая формация и в этом отношении делает (обязана делать!) качественный скачок вперед, выдвигая на пер¬вый план в воспитательном процессе не получение определенных знаний, навыков и т. д., а воспитание самой личности. Разумеется, задача овладения знаниями, общественными нормами, этикетными навыками и другими социальными умениями остается, однако все эти умения перестают быть более или менее изолированными и всегда достаточно самостоятельными, самодовлеющими управ-ленческими системами, а становятся внутренне присущими самой личности, предстают как выражение ее социальной суверенности и целостности. От воспитания, которое имело своей целью за¬программировать воспитуемого, подвести его под определенный, заранее известный образец, необходимо переходить к воспитанию, которое имеет своей целью вывести воспитуемого на простор бес¬конечного творческого саморазвития, неограниченного человече¬ского роста. Разумеется, такой переход предполагает глубокое доверие к человеку, наличие неотчужденных, непосредственно об-щественных форм связей между людьми. Он возможен только в новой — коммунистической — формации. Поэтому воспитание личности не может быть в то же время воспитанием коммунистиче¬ской личности, воспитанием коммунистической морали.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.