Этическая мысль

О НАУШНИЧЕСТВЕ

Необходимо провести различие между открытым и коварным врагом. Льстивый, тайный и коварный враг более опасен, чем не-прикрытая злостность даже тогда, когда она связана с насилием. Потому что человек может в этом случае защититься от нее, а от коварной злобы защититься невозможно. Последняя уничтожает всякое доверие между людьми, а открытая вражда нет. На того, кто открыто заявляет, что является врагом, можно положиться; ко¬варная скрытая злостность, стань она всеобщей, положила бы ко¬нец всякому доверию вообще. Мы презираем этот вид злостности более, чем злостность, использующую силу, потому что коварная злостность не имеет никакой ценности и не содержит в себе никако¬го источника добра. Открытого злодея еще возможно научить дис¬циплине, дикость его еще может пройти, того же, кто не имеет в себе источника добра, научить этому невозможно.

О РЕВНОСТИ И ВОЗНИКАЮЩИХ

ИЗ НЕЕ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ И ЗАВИСТИ

Люди обладают двумя средствами самооценки: сравнение себя с идеей совершенства и с другими людьми. Человек имеет хороший масштаб, если сравнивает себя с идеей совершенства; если же сравнивает себя с другими, то может часто прийти к, противопо-ложным результатам, чем когда оценивает себя соответственно идее совершенства. Потому что все зависит от того, какими свой-ствами обладают те, с которыми он себя сравнивает. При срав-нении себя с идеей совершенства проигрывает и должен проявить усилия, чтобы стать похожим на нее. Если же он сравнивает себя с другими, то может все-таки обладать большей ценностью, потому что те, с кем он себя сравнивает, могут быть большими плутами. Люди с большим удовольствием оценивают себя, сравнивая с другими, так как в этом случае они всегда имеют преимущество. И даже из тех, с кем себя сравнивают, они выбирают наихудших, а не наилучших, потому что на таком фоне они будут блистать наилучшим образом. Если они начинают сравнивать себя с людь-ми, имеющими большую ценность, то тем самым самооценка обора¬чивается их недостатком.

Остаются только два пути сравнения с совершенством других: я пытаюсь или достичь совершенства, которым обладает другой, или преуменьшить его. Таким образом, я или увеличиваю свое совершенство, или принижаю достоинство другого и вследствие этого всегда буду превосходен. Поскольку последнее удобнее, то люди предпочитают преуменьшать совершенства другого, вмес¬то того чтобы увеличивать собственные. Это и является причиной ревности. Когда люди, сравнивая себя с другими, находят у них совершенства, то по поводу каждого из найденных ими совер-шенств другого будут испытывать чувство ревности и стараться его совершенства преуменьшить, с тем чтобы возвысить собст-венные. В этом выражается недоброжелательная ревность. Если же я пытаюсь увеличить мои собственные совершенства, чтобы стать равным другим, то это будет соревнованием. Ревность представляет собой родовое понятие, подразделяющееся на недоб¬рожелательную ревность и на соревнующуюся ревность. Но по¬скольку соревнующаяся ревность является делом более трудным, люди склоняются к недоброжелательной ревности.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.