Этическая мысль

Со множеством подобных представлений действительно можно встретиться в его переполненной героическим пафосом ценностной системе. Но это не было ни проявлением плоской апологетики, ни неискренней, продиктованной «страхом» фразеологией. Это было представлением энтузиаста, опьяненного эпохой, искренне захва¬ченного революционным настроем. Ныне мы знаем, что это была наивная мечта, своего рода социологическая иллюзия, но не тео¬ретическая утопия, не моральный компромисс. Это было полагание высоких нравственных ценностей и стремление к сохранению их в такое время, когда вследствие объективных и субъективных при¬чин их было невозможно воплотить на практике. В этике Макарен¬ко скорее всего был Дон Кихотом и Санчо Панса в одном лице, а отнюдь не апологетом искажений периода культа личности.

Наряду с этим в ходе конкретных педагогических эксперимен¬тов Макаренко проводит опыты с помощью таких и по сей день актуальных методов, начинаний и средств, которые побуждают отдать ему дань уважения, позволяют считать его предвестником воспитательных поисков сегодняшнего дня. Это, например, раздел между воспитанниками трудовой колонии им. М. Горького зе¬мельных участков, стимулирование активной деятельности, пред¬приимчивости, деловитости, забота, теплое отношение к своим помощникам — работникам колонии. Это — принципы самодея¬тельности, педагогики метода «взрыва», утверждаемые им и ис¬пользуемые в воспитательной практике. Конечно, ценность состав¬ляют не просто эти отдельные части его системы и тем более не отдельные неудавшиеся его эксперименты и не выдержавшие про¬верку временем начинания, а все его творчество, вместе взятое, комплекс принципов, логика их, как выразился бы он сам. Поэтому по-настоящему освоить наследие Макаренко и следовать ему можно, лишь поняв его этико-педагогическую систему в целом.

Практическое претворение в жизнь идей А. С. Макаренко, в том числе и этических,— не пройденный этап, а задача на буду-щее. Макаренко — апостол-теоретик не прошлого и даже не на-стоящего, а именно будущего: воплощение его комплексной вос¬питательной и этической программы связано с такими условиями, которые в значительной мере еще предстоит формировать.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.