Этическая мысль

Идеалистической гегелевской диалектике не удалось до конца преодолеть заблуждения теодицеи. (Конечное торжество добра над злом наступает с фатальной неизбежностью; из зла так же вырастает добро, как из зерна стебель.) Историзм Гегеля лишен подлинно творческого начала, так как исход борьбы добра и зла уже заранее предопределен сущностью духа. Гегель признает ог¬раниченность нравственности, но видит снятие ограничений не в ее последующем бесконечном развитии, а в переходе к иным сту-пеням духовности: религии, искусству, философии. На этих сту-пенях различие между злом и добром, очевидно, теряет свое зна¬чение.

Классики марксизма-ленинизма высоко ценили гегелевскую диалектику добра и зла, преобразуя ее в материалистическом ключе. «У Гегеля,— отмечал Ф. Энгельс,— зло есть форма, в ко-торой проявляется движущая сила исторического развития. И в этом заключается двоякий смысл. С одной стороны, каждый новый шаг вперед необходимо является оскорблением какой-ни- будь святыни, бунтом против старого, отживающего, но освящен¬ного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор как воз¬никла противоположность классов, рычагами истррического раз¬вития сделались дурные страсти людей: жадность и властолю¬бие» .

Марксистская диалектика рассматривает добро и зло как две противоположности, борьба которых разрешается в единстве
исторического развития общества. Только внутри исторического процесса имеет значение различие добра и зла. Оно производится моралью как особым практически-духовным способом освоения мира, тесно переплетенным с другими способами, материальным производством, наукой, искусством и т. д. Уже в своем функцио¬нальном содержании мораль противоречива. С одной стороны, она надстраивается над материальными общественными отношениями и призвана регулировать поведение людей в соответствии с ними; с другой стороны, она устремлена в будущее, нацеливает на поиск и утверждение таких форм поведения, которые отвечали бы сущ-ности человека. Эта внутренняя противоречивость морали способ¬ствует тому, что моральные требования то отстают от изменив¬шейся действительности, то забегают далеко вперед, то предпи¬сывают верность таким позициям, которые давно изжили себя, то призывают проявлять качества, какие станут возможны только в будущем. В связи с этим то, что считается злом в какой-то кон¬кретной исторической обстановке, может стать провозвестником грядущих способов поведения, а то, что традиционно считалось добром, в новых условиях способно стать тормозом дальнейшего развития.

Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347

Еще с сайта:

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Внимание: все отзывы проходят модерацию.

.